Сюжет сиквела намного слабее, чем в первом «Иване и Волке», но шуток все еще много, и они зачастую смешные и непредсказуемые
С тех пор как Иван женился на царевне Василисе, в Тридевятом королевстве тишь да благодать. Лишь в самой царской семье неурядицы – Иван с Серым Волком пропадают на границе и оборонную мощь поднимают, а Василиса тоскует во дворце и мечтает о путешествиях, театрах и приключениях. Дабы вернуть в жизнь молодоженов былую романтику, Кот Ученый, Волк и царь нанимают Черномора, бывшего злодея, а ныне циркового клоуна, чтобы он понарошку похитил царевну, а Иван ее спас. Но когда Черномор начинает действовать по плану, летучая мышь Наина возвращает ему отрубленную Русланом бороду, в которой заключены не только волшебная сила «артиста», но и его злодейские амбиции. Так что Черномор крадет Василису по-настоящему, и спасать ее приходится не по царскому сценарию.
Уж сколько раз твердили миру: если хотите рассказать многосерийную романтическую сказку, не жените героев в первой же серии. Потому что после свадьбы в сказке может быть только «и жили они долго и счастливо», и толком поговорить про семейные неурядицы у сценаристов не получится. Не детский и не сказочный это разговор. Однако урок «Шрэка», авторы которого открыто жаловались в интервью на свою оплошность, студии «Мельница» впрок не пошел, и сценаристы поженили Ивана и Василису в финале первой серии их приключений. Неужели никто не подумал о том, что после этого в сказке может быть только «доживание», а не «жизнь»?
Конечно, создатели сиквела могли бы обойти эту проблему, оттеснив молодоженов на задний план и поставив в центр сюжета романтические похождения пока что одинокого Серого Волка. Но так как сказки про Тридевятое царство «Мельница» планирует рисовать до морковкина заговенья (она как раз начала работу над третьей серией «Ивана и Волка»), то этот сюжет студия, наверно, бережет для пятого или шестого эпизода. Поэтому в первом продолжении с драматизмом швах – из-за натужности, ненужности и расслабленности сюжета. И злодей тут какой-то не злодейский (в отличие от хоть и забавных, но зловещих негодяев первого фильма), и заявленным семейным проблемам должного внимания не уделяется, и вся линия Наины кажется излишеством, нужным лишь для того, чтобы потянуть экранное время и выпустить полнометражный, а не среднеметражный мультфильм. Вообще, когда думаешь об «Иване и Волке 2», так и слышишь разговор на студии: «Сколько нам еще не хватает до заказанной длины? – Еще полчаса. – О боже! Ну, давайте запендюрим героев на Луну. Сюжетного смысла, правда, в этом никакого, потому что злодей совсем в другом месте. Но хоть сколько-нибудь шуток мы из космического полета выжмем!»
И действительно, выжали. Когда анализируешь «Ивана и Волка 2» как повествование, в голову лезут сплошь неприятные мысли. Вроде той, что Василисе надо срочно разводиться с парнем, который игнорирует умную голубоглазую красавицу и проводит все время в компании существа с сережкой в одном ухе (а Волк ведь явно не пират и не казак!). Но когда сидишь в полном зале и смотришь мультфильм вместе с маленькими детьми, быстро забываешь обо всех взрослых проблемах и просто смеешься над нескончаемым потоком шуток и гэгов. Иногда плоских, иногда изощренных, а иногда откровенно психоделических. Как, например, музыкальный фрагмент, в котором Кот, озвученный Михаилом Боярским, исполняет песню о том, как он хочет съесть летучую мышь. Картинка этого мини-клипа совершенно безумная. А как хороши все сцены с ракетой, на которой Иван и Волк улетают с Луны! И сама Луна в картине намного забавнее, чем можно было предположить.
Конечно, не все шутки мультфильма одинаково удачны, и малыши будут смеяться над «Иваном и Волком 2» чаще и громче родителей. К тому же в достойном мультфильме все должно быть прекрасно, и смешные приколы не искупают драматургические недоработки. Но так как «Холодное сердце», при всех его достоинствах, ориентировано на детей постарше и не погружено в русскую культуру, с маленьким ребенком лучше сходить на «Ивана и Волка 2». Спиногрыз получит удовольствие, и вы тоже повеселитесь. Хотя и поморщиться придется. Но такая уж у «Мельницы» анимация – симпатичная, но не безупречная.