Обзор иностранной прессы по фильмам «Дворецкий», «Небраска» и «Довольно слов»
Актеры – лицо кинематографа. Они известны, узнаваемы и продаваемы… Именно на них в кино идет зритель и строят свои PR-кампании продюсеры. И именно актеры – самая многочисленная часть оскаровского электората. Номинанты на призы Американской киноакадемии выбираются голосованием, в котором участвуют почти 6000 человек из 15 разных гильдий. Пятая часть от этих 6000 приходится на актерскую гильдию. У актеров есть и собственные призы – премия гильдии актеров, и зачастую получить номинацию среди своих означает попасть на «Оскар». В этом году гильдия припасла несколько сюрпризов, как со знаком «+», так и со знаком «–», но сейчас мы не будем обсуждать, кто должен был оказаться в числе лучших, а кто – нет. Сегодня речь пойдет о самых «незаметных» мастерах своего дела. Фронтраннером премии гильдии актеров (а также «Золотого глобуса» и «Оскара») будет драма «12 лет рабства», далеко не последнее место на грядущих раздачах займут «Афера по-американски» и «Даллаский клуб покупателей». Представители этой тройки либо уже в российском прокате, либо обязательно в нем будут. К числу «незаметных» передовиков относятся – не удивляйтесь – «Дворецкий», «Небраска» и «Довольно слов»; обо всех этих картинах вы, конечно же, слышали, но места на больших экранах нашей страны им не нашлось. Чтобы понять, почему эти фильмы стоит посмотреть, развалившись дома на диване, предлагаем следующее чтиво.
Причина, по которой «Дворецкого» нужно смотреть, прозрачна – это актерский состав: Форест Уитакер, Опра Уинфри, Дэвид Ойелово, Джейн Фонда, Джеймс Марсден, Ленни Кравиц, Ванесса Редгрейв, Алекс Петтифер, Терренс Ховард, Джон Кьюсак, Лив Шрайбер, Алан Рикман и Робин Уильямс. Впечатляющий перечень имен… Что удивительно, итоговый каст «Дворецкого» Ли Дэиэлса мог блистать еще ярче, ведь на разных этапах велись переговоры с Николь Кидман, Хью Джекманом, Заком Эфроном, Милой Кунис, Мэттью МакКонахи и Джеймсом Франко.
В любом случае вывеска у «Дворецкого» получилась знатная! Вкупе с громкими слоганами и вечно злободневной для США темой новая работа Ли Дэниэлса сумела летом при 30-миллионных затратах собрать 116 миллионов долларов в американском прокате. В придачу к куче хрустящих зеленых купюр режиссер и продюсеры «Дворецкого» замахнулись на самые высокие награды. Понятно, что, если фильммейкер берется снимать картину про то, как человек, вышедший из ниоткуда, сделал себе имя, осуществил свою американскую мечту, а в придачу ко всему еще и работал на президента, он получает плюсик в свою режиссерскую карму. А если делать свою работу качественно и вдохновенно, то можно собрать драгоценные металлы самой разной пробы.
«Совершенно точно Дэниэлс замахивается на награды; у “Дворецкого” есть тот самый блеск, тот сквозящий отовсюду величественный дух», – написал Билл Гудикунц (Bill Goodykoontz/Arizona Republic) еще до того, как The Weinstein Company второй раз выпустила «Дворецкого» в прокат, дабы напомнить о себе в сезон наград.
На эти самые награды в первую очередь претендует Форест Уитакер, сыгравший чернокожего лакея Юджина Аллена, с 1952 по 1986 годы работавшего в Белом доме и наблюдавшего смену восьми президентов.
«Игра Уитакера гипнотизирует. Актер будто замыкается в своего персонажа и показывает нам тихий, сдержанный образ», – восторгается навыком перевоплощения Уитакера Крис Нэшэтэуэй (Chris Nashataway/Entertainment Weekly).
«В плане передачи исторических фактов “Дворецкий”, быть может, откусил больше, чем смог прожевать, но Дэниэлс сумел добиться мощной эмоциональной отдачи, некоторого остроумия и великолепной игры Уитакера», – написала Дженни МакКартни (Jenny McCartney/The Telegraph).
Как бы то ни было, урожай наград «Дворецкий» не соберет – не повезло ему очутиться в одном календарном году с «12 лет рабства», где также черный режиссер с хорошей фестивальной репутацией, звездный актерский состав, душещипательная история, основанная на реальных событиях, и выигрышная тема.
Александр Пэйн с завидной частотой попадает на «Оскар»: «Выскочка», «На обочине» и «Потомки». Он снимает редко, да метко. До «Потомков» режиссер и сценарист не снимал в полном метре на протяжении 7 лет. В этот творческий перерыв он задумал «Небраску», историю о старом алкоголике, возомнившем, что он выиграл миллион долларов в тотализатор. Для получения денег герой отправляется из Монтаны в Небраску; за ним увязывается взрослый сын, который хочет уберечь родителя от неприятностей. В последние годы родственники были не очень-то дружны, но поездка дает им шанс наконец-то пообщаться по-человечески.
Проект долго не давали запустить боссы Paramount, но, сняв «Потомков» и отправившись с ними на «Оскар», Пэйн получил добро от студийных боссов на «Небраску». Главного героя, отправившегося за миллионом из одной дыры в другую, могли сыграть Джин Хэкмен, Роберт Форстер, Джек Николсон и Роберт Дюволл. Обеспокоенного взрослого сына – Пол Радд и Кейси Аффлек.
В итоге выбор пал на Брюса Дерна и Уилла Форте. Чутье Пэйна в очередной раз не подвело – Дерна уже наградили за его работу в Каннах и теперь номинировали на призы гильдии актеров и «Золотой глобус».
«Брюс Дерн сыграл лучшую роль в карьере в великолепной, мудрой и противоречиво потешной “Небраске”. Что выделяется, так это полнота персонажа: отражена манерность, выражение лица и мимика, которые делают твердолобого Вуди многогранным», – хвалит «Небраску» и Дерна Клаудия Пюиг (Claudia Puig/USA Today).
«Создатели напичкали “Небарску” сварливостью, юмором, жадностью, американщиной и актерской игрой, которая выглядит так естественно, как будто они нашли реальные прототипы – особенно в случае с Дерном, который подводит черту под своей карьерой, состоявшей из персонажей с кропотливо очерченным характером», – написал Боб Монделло (Bob Mondello/NPR).
«”Небраска” впечатляет своим ритмом и искусно подобранным балансом между комедией и меланхолией. У Пэйна получился самый лучший фильм со времен драмы “О Шмидте”», – остался доволен Лиам Лэйси (Liam Lacey/The Globe and Mail).
Брюс Дерн почти со 100%-ной вероятностью в этом году попадет в число номинантов на «Оскар». Для 77-летнего актера это будет первая номинация за 34 года. Что касается его партнеров по фильму, то их появление на церемонии вручения наград Американской киноакадемии пока под вопросом.
Джеймс Гандольфини, известный многим по роли Тони Сопрано, ушел из жизни 19 июня 2013 года. Увы, он не видел, как хорошо приняли одну из его последних работ критики и зрители.
Романтическая комедия «Довольно слов» попала в компанию бывалых охотников за наградами именно благодаря Гандольфини, который получил номинацию посмертно. Он сыграл неповоротливого и очень забавного мужчину Альберта, который развелся с женой и ищет себе новую пассию. Он находит женщину в исполнении Джулии Луис-Дрейфус, и между ними завязываются романтические отношения: милые, местами смешные и искренние. Ситуация несколько меняется и принимает еще более курьезный оборот, когда женщина, будучи без ума от Альберта, знакомится с его бывшей женой.
«Первое свидание Джеймса Гандольфини и Джулии Луис-Дрейфус – одно из лучших знакомств в истории кино», – делится своими яркими впечатлениями Стивен Ри (Stephen Rea/Philadelphia Inquirer).
«Одна из причин, почему “Довольно слов” приятно смотреть, – это Луис-Дрейфус и Гандольфини, два известных исполнителя, которых вместе мог поставить только такой режиссер, как Николь Холофсенер. Они предстают перед нами живыми личностями и двумя подходящими друг другу половинками», – пишет Кеннет Тюран (Kenneth Turan/Los Angeles Times).
«Гандольфини легко и непринужденно выдал великолепную работу», – подытожил Ричард Репер (Richard Roeper/Chicago Sun-Times).
Получит ли Гандольфини награду актерской гильдии посмертно, узнаем 18 января, когда состоится церемония. Чуть раньше, 12 января, своих победителей объявит «Золотой глобус». Завершится сезон наград 2 марта в Лос-Анджелесе на церемонии «Оскар».