Жанр мюзикла в последние годы переживает новый виток популярности. С триумфальным успехом «Гамильтона», приковавшего к себе внимание даже тех, кто никогда не интересовался театром, а также невероятным успехом «Ла-Ла Ленда» для зрителей стало распахиваться все больше дверей в мир песен и танца (эту тему даже комично обыграли в сериале Apple TV+ «Шмигадун!»).
Особенно показательным стал 2021-й, когда до проката добрались сразу четыре важнейшие картины для любителей жанра: «На высоте мечты», «Дорогой Эван Хансен», «Тик-так, бум!» и новая экранизация «Вестсайдской истории». Первые три уже стали культовыми на сцене и долго ждали своего часа, чтобы порадовать тех, у кого нет возможности побывать на Бродвее, но сколько еще таких мюзиклов так и не дождались? Собрали для вас подборку постановок, которые, на удивление, так и не получили экранизации.
Фанаты сериала «Девочки» не могут не помнить, как Элайджа пытался пробиться на бродвейскую сцену в финальных сезонах, но не все в курсе, что сыгравший его Эндрю Рэннеллс сделал это еще до того, как попал в проект Лины Данэм. В 2011 году на Бродвее состоялась премьера религиозной сатиры «Книга Мормона», которая тут же получила 14 номинаций на премию «Тони» и забрала 9 из них, в том числе за лучший мюзикл года.
По сюжету герои Рэннеллса и Джоша Гада (также немало известного в кино) ― миссионеры-мормоны ― по заданию Бога отправляются в Уганду, чтобы обратить местных бедняков в свою веру. Насколько безуспешно герои справляются со своей миссией, настолько же смешно становится во время просмотра постановки. И неудивительно, ведь авторами являются создатели «Южного парка» Трей Паркер и Мэтт Стоун. Оттого еще более удивительно, почему мюзикл до сих пор не был перенесен на экран.
Мы видели его разделывающимся с врагами стальными когтями, собирающим цирк уродов и даже трогающим гениталии на своем подбородке, но Хью Джекмана, отплясывающего на сцене в леопардовой рубашке и обтягивающих золотистых штанах, довелось лицезреть лишь тем, кто успел сходить на мюзикл «Парень из страны Оз». Его премьера состоялась на Бродвее в 2003 году, а до этого он прогремел в Австралии, принеся затем «Тони» Джекману.
Мюзикл рассказывает о жизни и карьере музыканта и автора песен Питера Аллена, оборвавшихся весьма трагично, когда тот заболел СПИДом. Эта экранизация могла бы стать отличным полем для открытия нового талантливого актера, а также для знакомства более молодой аудитории с музыкой Аллена, но, увы, пока этого так и не случилась.
Мы привыкли думать о мюзиклах как о чем-то развлекательном и несерьезном, но любители Бродвея поспешат с этим не согласиться. А затем начнут рассказывать вам о том, как справлялись с депрессией после просмотра «Весеннего пробуждения», «Фальцетов» и «Недалеко от нормы». Премьера последнего прошла в 2009 году, но поднимаемые в нем темы и сейчас актуальны как никогда, тем более что разговоры о ментальном здоровье стали менее табуированной темой в искусстве.
Спектакль повествует о матери семейства, которая страдает от биполярного расстройства и пытается ужиться с мужем и детьми, ― сюжет, согласитесь, далек от развлекательного. Именно благодаря своей смелости и честной иллюстрации жизни с расстройством психики он получил широкую популярность в театрах по всему миру. Добавьте сюда еще и то, что это рок-мюзикл. Но, к сожалению, пока что на эту тему мы имеем лишь не самую удачную экранизацию «Дорогого Эвана Хансена».
Как же так вышло, что бастард, сирота и сын секс-работницы до сих пор не получил экранизацию? Если вы смотрели «Гамильтона», то вы точно узнаете в этой фразе отсылку к первым строчкам уже ставшего легендарным мюзикла. Хотя кажется, что «Гамильтон» даже не требует представления ― на него ссылаются в каждом втором фильме и сериале последних лет, а его создатель Лин-Мануэль Миранда уже успел попасть в списки самых влиятельных и богатых людей планеты.
Все начиналось с чтения рэпа про одного из отцов-основателей США Александра Гамильтона в Белом доме перед Обамой. Тогда Миранда и представить не мог, что его идея разрастется до такого масштаба и установит все мыслимые и немыслимые рекорды. Но, несмотря на то что в 2020 году на Disney+ появилась профессиональная запись мюзикла, с его экранизацией явно не торопятся. Возможно, потому что он до сих пор собирает аншлаги на Бродвее, или же из-за того, что сам Миранда пока загружен другими проектами. Но хочется верить, что киноадаптация случится все же скорее рано, нежели поздно.
2021 год стал не только щедрым на киномюзиклы, но и трагичным для всех, кто как-то связан крепкими узами или большой любовью с Бродвеем. Не стало легендарного композитора Стивена Сондхайма, подарившего нам «Вестсайдскую историю», «Суини-Тодда», «Чем дальше в лес» и «Компанию». Но если первые три получили свои экранизации, то «Компания», на удивление, до сих пор не добралась до большого экрана ― разве что частично в фильме «Брачная история», где Адам Драйвер поет культовую песню оттуда, Being Alive.
При этом сама премьера состоялась еще в 1970 году, но наибольшую известность имеет возрождение 2011 года, в котором сыграли Нил Патрик Харрис и Пэтти Люпон. Но о перерождении в формате фильма пока речь так и не зашла.
Самый новенький на Бродвее среди остальных участников топа ― мюзикл «Хейдстаун», премьера которого прошла в 2019 году. Тем не менее до превью постановка уже имела внушительную репутацию на других сценах, в том числе и на Оф-Бродвее. А затем понеслась: 14 номинаций на «Тони», 9 побед и еще сильнее возросший интерес. Оттого и странно, что мюзикл до сих пор не экранизирован.
Сюжет является пересказом древнегреческого мифа об Орфее и Эвридике. Здесь главная героиня спускается в подземный индустриальный мир, чтобы избежать бедности и не умереть от голода, а затем за ней туда следует ее любовник Орфей, который знает способ побега.
Конец XIX века, подростковая беременность, суицид, любовь мужчины к мужчине, голый зад прямо на сцене ― в свое время мюзикл «Весеннее пробуждение» стал бунтарским, а еще открыл нам Джонатана Гроффа, Лию Мишель, Скайлара Эстина и других небезызвестных нынче актеров. Однако, несмотря на долгие годы шествия по сцене и наличие огромной армии фанатов, он так и не добрался до экрана, причем об этом даже никогда не шло и речи.
Российские зрители имели возможность посмотреть адаптацию Кирилла Серебренникова в «Гоголь-центре». А в остальном остается довольствоваться недавно вышедшей на HBO Max документалкой Spring Awakening: Those You’ve Known или сериалом «Взлет», по сюжету которого учитель пытается поставить тот самый мюзикл, в то время как ученики сталкиваются с теми же проблемами, что и герои оригинала.