
Про "Проклятие нефритового скорпиона" как бы нечего больше сказать, кроме того что это "еще один фильм Вуди Аллена". Для посвященных сие означает, что главную роль играет, конечно, он сам, что играет он старого маленького еврея, который, пройдя череду нелепых приключений, обязательно в результате завоюет самую лучшую в окружении длинноногую красотку. В роли красотки на сей раз модная Хелен Хант...
Про "Проклятие нефритового скорпиона" как бы нечего больше сказать, кроме того что это "еще один фильм Вуди Аллена". Для посвященных сие означает, что главную роль играет, конечно, он сам, что играет он старого маленького еврея, который, пройдя череду нелепых приключений, обязательно в результате завоюет самую лучшую в окружении длинноногую красотку. В роли красотки на сей раз модная Хелен Хант
("Лучше не бывает", "Чего хотят женщины"). Стиль ретро для Аллена тоже не нов ("Зелиг", "Пурпурная роза Каира", "Дни радио", "Пули над Бродвеем"). На сей раз он выбрал благолепие "бэби-бума" конца 40-х. Единственное отличие от предыдущих ретроспекций – что действие происходит не в театре или кино, а в страховой компании.
Так вот, получается по большому счету, что монотонность алленовского творчества на самом деле – тонкости проживания жизни интеллигентным, негрубым человеком, в противовес пресловутому "кино – искусство грубое". А "Проклятие нефритового скорпиона", не будучи ни шедевром, ни провалом, в этом смысле свидетельствует о новом существенном нюансе. Интеллигентный человек здорово постарел.
Тот факт, что чем старше он сам, тем моложе, модней и краше его "воробышки" – это самое очевидное. Кроме того, даже в сравнении с недавними "Мелкими мошенниками", тоже бывшими криминальной комедией, жанр стал еще чище и полностью "староголливудским". Возрасту свойственна предсказуемость. Но больше всего выдает другое сравнение. Еще несколько лет назад во "Все говорят, что я люблю тебя" была бездна иронии, которой все и кончалось. В не менее иронической "Знаменитости" конец был вообще несчастливый, и главную роль Аллен отдал другому. Дистанцию сохранял. В "Проклятии нефритового скорпиона" не осталось никакого зазора между счастливым концом и диким желанием режиссера, чтобы все кончилось хорошо.
Вот когда чудеса совершаются только на мастерстве, своей волей, без спроса, без какого-либо повода, кроме мастерства, это и есть старение. Нам-то оно в удовольствие, а Вуди Аллена жалко.