Франсис Вебер говорил: "Если мнение людей на ваш счет не совпадает с вашим собственным, есть только два пути: либо подлаживаться под это мнение, либо всю жизнь провести в борьбе с ним". Имя этого кинематографиста в России не на слуху, хотя комедии, сценаристом или режиссером которых он был, знают почти все: "Высокий блондин в черном ботинке", "Зануда", "Великолепный", "Возвращение высокого блондина", "Игрушка", "Невезучие", "Папаши"...
Подобное начало ("человек начинает новую жизнь") встречалось в десятках картин, но вся соль в продолжении. С подачи соседа на фабрику запускается слух, что Пиньон – гомосексуалист. Администрация, боящаяся быть обвиненной в неполиткорректности, вынуждена отменить увольнение, а сотрудники обращают на Франсуа заинтригованные взоры. Иное мнение влечет за собой иное отношение, на которое Пиньон вынужден как-то реагировать – и маховик сюжета шаг за шагом раскручивается на полную мощность. К чести Вебера, он поставил себе задачу "ни в коем случае не достигать комического эффекта за счет гомосексуализма". "Фильм не о гомосексуализме, а о влиянии чужого мнения и о том, что могут сотворить слухи о вас вне всякой зависимости от вашего поведения". И действительно, герой ведет себя как обычно, не прикидываясь геем, чем еще больше вводит окружающих в заблуждение, отчего их реакция становится вдвойне неадекватной.
Хотя гомосексуализма фильм, как уже было сказано, не касается, он естественным образом освещает любопытные аспекты общественной жизни, связанные с "террором политкорректности", хотя трудно поручиться за то, что Вебер н фильме не обамериканил свою Францию. Во всяком случае, при просмотре вспоминается известный американский анекдот о том, кто имеет наибольшие шансы занять кафедру русской литературы в штатовском университете (ответ: "одноногая чернокожая лесбиянка").
Остается добавить, что заваренную Вебером кашу сдабривают превосходным исполнением великолепные французские актеры. Депардье и Рошфор в рекомендациях не нуждаются, а Отоя наши зрители могли видеть в "Королеве Марго", где он изумительно сыграл Генриха IV, в "Девушке на мосту" и во "Вдове с острова Сен-Пьер", где его игра также выше всяких похвал.