Кто любит "Шрэка" в себе, а не себя во "Шрэке" -- тому сиквел, как дом родной. Болотце, пиявочки, хижинка, три поросеночка, пряничный человечек, Пиноккио и Осел-сволочь, развалившийся на диванчике, пока тролль ушастый и его ушастая тролльчиха в свадебном путешествии обливаются грязью и занимаются каратэ с разбойничками-скинхедами. Зеленей -- не хочу...
Кто любит "Шрэка" в себе, а не себя во "Шрэке" – тому сиквел, как дом родной. Болотце, пиявочки, хижинка, три поросеночка, пряничный человечек, Пиноккио и Осел-сволочь, развалившийся на диванчике, пока тролль ушастый и его ушастая тролльчиха в свадебном путешествии обливаются грязью и занимаются каратэ с разбойничками-скинхедами. Зеленей – не хочу. Но все хорошее когда-нибудь кончается, и, вернувшись из свадебного путешествия, молодожены получили письмо от родителей невесты. Те звали Фиону в свое царство на смотрины по поводу лишь предстоящей свадьбы – с настоящим принцем, с которым она с детства обручена.
Вот насколько сюжет "знакомства с родителями" может казаться банальнее, чем классика первой серии, настолько кого-то сиквел разочарует. Даже вариант спасения Фионы в высоком терему от лап дракона, на который первая серия нанизала все свои парадоксы, проигран в сиквеле походя. Оказывается, был, был настоящий принц, он был смелый и красивый, и всю жизнь через горы и долы рвался ее спасти. Просто чуточку опоздал, потому что не был зеленый, и полный кретин к тому же. Так далее весь "Шрэк 2" – не цельное повествование, а сплошные реплики в сторону, торжество контекста. "Шрэк 2" очарует настолько, насколько контекст приемлем, потому что суть переварена.
Детям будут волнительны перипетии с хапугами Феей-Крестной, ее сынулей-принцем, королем-лицемером и массой превращений. "Шрэк 2" к ним добавил превращение доброй феи – в злую, мудрого короля – в жабу. Родителям в этом свете очень придется чисто сказочное разрастание черного юмора первой серии. К расплющенным птичкам добавились очаровательно сметенные веником Дюймовочка и Мальчик-с-Пальчик. Они так трогательно держались за руки. Прочим еще милее покажется издевательство над стандартами жизни в Америке, телерекламой и Голливудом в частности. Тридевятое царство на сей раз – чисто съемочный павильон чего-то костюмно-исторического, куда, как водится, недонесли бутербродов для массовки, и в кадр все время попадает ботинок оператора. Все население, которое не нюхает, не бухает и не работает наркодилерами, повернуто на секретах красоты и омолаживающих средствах. К тому же что ни деталь – то скрытая цитата из "Братьев Блюз" и "Человека-паука". Но вне конкуренции для всех, без исключения – все-таки Кот-в-Сапогах. Ну, просто получилось, когда он третьим стал в компании Шрэка с Ослом. И пусть композиционно он не стройнит сюжет, а, наоборот, размазывает – да все бы так размазывали. Мы, когда смотрели, просто умерли. Это чудо как таковое – технически, наблюдательски и природно.
Конечно, большая часть юмора пропадает для нас из-за дубляжа. Для соотечественников "Шрэк 2" – отдельные приколы, что за Кота-в-Сапогах разговаривает Бандерас, за принца – Руперт Эверетт, за кабатчицу – Ларри Кинг, а за сплетницу – Джоан Риверс, реальная светская хроникерша. Вообще много издевательств завязано на местную американскую действительность, о чем можно только догадываться. Но, с другой стороны, когда уж до таких ремарок дошло в классической волшебной сказке про счастье и любовь, значит, суть очень высококачественная. Суть – что жизнь многообразна, но тараканов у всех – стада, и они теперь господствуют над жизнью до самого ее сказочного основанья. Только если ты зеленый, ушастый и неполный кретин, почему их господство должно помешать тебе радоваться своим грязепроцедурам, полуразвалившейся хижине и любимой толстой жене? Болото – отдельно, тараканы – отдельно.
В современности эта разница реально требует волшебства, и постановщики Эндрю Адамсон, Келли Эсбери и Конрад Вернон абсолютно прониклись ее многообразными перспективами. Перспективы настолько богаты, что даже технику подстегнули (у персонажей мужского пола "появился кадык, который двигается при глотании", у пушистых персонажей – "полный облик кошачьей шерсти, которая под тяжестью воды слипается и может вставать против естественного роста волос").
Но и воображения на сказочный предмет, как достали стереотипы всех зеленых, рыжих, лысых и усатых, знающих толк в счастье и любви, постановщикам вполне должно хватить на грядущего "Шрэка 3".
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.