Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Рецензии

Канны-2024: рецензия на фильм «Субстанция» — праздник кэмпа и боди-хоррора от Корали Фаржа

Разнузданное и несдержанное кино, которое пугает и завораживает.

Добавить в закладки

Пока сложно предположить, как «Субстанция» поведет себя вне контекста Каннского кинофестиваля: фильм довольно ярко выступил в конкурсе, где все авторы в этом году абсолютно не чувствуют краев. Казалось, что «Мегалополис» будет единичным актом творческого эксгибиционизма, но вслед за монструозным псевдопеплумом титана на пенсии Фрэнсиса Форда Копполы последовали еще более несдержанные фильмы вроде «Эмилии Перез» Жака Одиара или даже «Видов доброты» Йоргоса Лантимоса. Но стоит оговориться, что разнузданность и перебор — категории отнюдь не отрицательные, а скорее отход от почтительного отношения к форме и содержанию.

Деми Мур в роли Элизабет на кадре из фильма «Вещество»

Деми Мур в роли Элизабет на кадре из фильма «Субстанция»

Так что же такое Substance? Своеобразное лекарство от старения — набор шприцов и склянок, способных продлить век «лучшей версии себя». Актриса со звездой на Голливудской аллее славы Элизабет Спаркл (Деми Мур) с возрастом сменила красные ковровые дорожки на работу фитнес-инструкторши на ТВ. Продюсер Харви (Деннис Куэйд) задумал даму выпустить в тираж и поменять формат эфира прямо в день рождения мисс Спаркл. В тот момент, когда кризис и неблагополучные стечения обстоятельств рискуют утащить Элизабет на дно депрессии, появляется чудесная рекомендация — осталось решиться на процедуру. Что же получает обладательница медицинского набора? Свою копию (Маргарет Куолли) — разве что не из ребра, а из позвоночника: как это выглядит, представьте сами. Правила просты: симбиоты подпитывают друг друга, но каждую неделю должны меняться местами, чтобы соблюдать баланс. Но, разумеется, не так-то просто найти гармонию с той, кем ты так никогда и не стала. 

Деми Мур в роли Элизабет на кадре из фильма «Вещество»

Деми Мур в роли Элизабет на кадре из фильма «Субстанция»

Режиссерка Корали Фаржа дебютировала в 2017 году с лентой «Выжившая» — решительным триллером в поджанре rape-revenge (месть за изнасилование), то и дело утопающим в фонтанах крови и вихрях песка. За внушительный интервал в семь лет (куда вместилась работа над эпизодом «Песочного человека» от Netflix) кинематографистка накопила еще больше ярости, решительности и бескомпромиссности. На фестивале уже можно вывести общую симптоматику для большинства фильмов, снятых женщинами и о женщинах, вроде «Женщин на балконе», «Девушки с иглой» или даже «Фуриосы». Повышенный уровень гнева в артерии сюжета — бурлящего, раздирающего изнутри, сжигающего все на своем пути. Фаржа целью своей беспощадной атаки выбирает старение, а точнее, восприятие возрастных изменений женщин — в первую очередь в медийном пространстве, где тело и лицо становятся главными врагами для долгой и счастливой профессиональной жизни. Формула конфликта довольно прозрачна и проста: пока юная доппельгангерка с упругими формами получает славу, внимание, время в эфире и фактурных любовников, донорша генофонда прозябает дома, закидываясь быстрыми углеводами и повышенными дозами холестерина. 

Маргарет Куолли в роли Сью на кадре из фильма «Субстанция»

Маргарет Куолли в роли Сью на кадре из фильма «Субстанция»

При прозрачности сюжетной конструкции и посыле-манифесте (все о том же – оставьте в покое женские тела) Фаржа выбирает эпатажность и абсолютное торжество формы: созависимый брак тирании красоты и гипертрофированного уродства. «Субстанция»» с одинаковым успехом способна очаровывать и отталкивать: просим слабонервных отойти от экранов! В референсах можно заблудиться — вспоминается и «Титан» Жюлии Дюкурно, победивший в Каннах три года назад, и «Неоновый демон» Николаса Виндинга Рефна, и даже серия игр Resident Evil, но так или иначе все дороги ведут к Дэвиду Кроненбергу и «Мухе». Телесные метаморфозы буквально проникают под кожу по обе стороны экрана, а совершенство разрывает несовершенную плоть.

При узнаваемых составляющих получается совершенно уникальный гибрид из инъекций, конечностей, вывернутых наизнанку внутренних органов, зубов и разного рода жидкостей. Яркие и запоминающиеся хоррор-аккорды и ярмарка сплеттер-аттракционов гармонично спаяны с рынком индустрии красоты, где на каждый комплекс найдется инъекция. Фаржа не стесняется объективации, но превращает парад голых задниц в бесстыдный манифест. Если Маргарет Куолли делает то, что умеет лучше всего — восхитительно хулиганит в кадре, — то перформанс Деми Мур можно назвать бесстрашным подвигом. Артистка впервые оказалась в Каннах как участница конкурса — тем поразительнее выглядит столь рискованный виток карьеры. 

При желании «Субстанцию» есть за что поругать — не обошлось без повторений и длиннот, но едкую критику феминистского хоррора оставим тем, кто дождется картину в прокате. Сложно избавиться от соблазна завысить зрительские ожидания: во время просмотра «Субстанцией» хочется бесконечно наслаждаться. Омерзительностью, возведенной в степень. Беззастенчивыми заигрываниями с телесным опытом. Резкими юмористическими эскападами. Упоительными актерскими работами. Чувством прекрасного, которое вызывает приступы тошноты.

Фильм Substance выйдет в российский прокат: точная дата релиза будет объявлена позже.

Текст: Настасья Горбачевская
17 комментариев
А
Мне понравилось. Очень. И это не про старение, не про молодость, не про инъекции от всего. Это про каждого из нас. Все мы носим оболочки, а на самом деле внутри оказываемся абсолютно другими людьми и в какие-то моменты хотим убить в себе то одно, то другое. И это вовсе не монстр. Это внутреннее я каждого из нас коряво слепленное из кусков желаний, наследия, прожитой жизни, которое готово в критиче...ский момент заблевать своих обидчиков ядом, желчью или кровью. Это про то, что если не подружишься с самим собой, если не полюбишь себя целиком, таким какой ты есть, то, в один прекрасный день, ты просто развалишься на части. Крутое кино.
Скрыть 2 ответа
2 ответа
24 сентября
Фильм-восторг. Если Деми Мур не получит номинацию на Оскар, это грабеж
Скрыть 3 ответа
3 ответа
"на каждый комплекс найдется инъекция" - хорошо написано, вас приятно читать
Деми Мур для среднестатистического зрителя до 40 , который не следит за жизнью голливуда, пустое место, абсолютно ушла в тень после славы 90-х
Скрыть 2 ответа
2 ответа
Графомания. Вызывающая приступы. Тошноты
Скрыть 3 ответа
3 ответа
Не знаю, чем там рискует Деми Мур.

Когда она вообще последний раз снималась в крупном фильме, на что-то претендующем? Лет 20 назад? Когда последний раз её котировали как звезду первой величины? Не удивлюсь, если среди тех, кому младше 30, её вообще сейчас мало кто знает. Поэтому съёмки в фестивальных картинах -- это вполне себе адекватный шаг в карьере, когда ты уже давно не голливудская звезда.... Нет в этом никакого героизма или неожиданности. Да и Мур известна тем, что с радостью раздевалась ради фотосессий в разных глянцевых журналах. Отличное резюме для боди-хоррора.
Скрыть 1 ответ
1 ответ
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?