В конкурсе Кинотавра -- фильмы про степь, про побег из тюрьмы будущего, потерявший память вор. Вне конкурса -- Гай Германика и новая документалка Лозницы. При этом все равно лучше всего смотреть подборку гениального советского кино второй половины века, забытые перестроечные фильмы и конкурс короткометражек.
Кинотавр – не только фестиваль. У условиях так и не прекратившихся споров о том, умерло российское кино, живо и процветает или просто так пахнет, Кинотавр, и вольно, и невольно, стал в последние годы выставкой достижений русского кино, где показывают и дремучий арт, и многозначительную философию, и модное этно, и мелодрамы от русских трэш-мастеров. В конкурс отобрали 15 лент, 14 из них доберутся до жюри (об этом позднее). Отобрали же их из 130 картин, что очень много – однако, половина присланного, по словам отборщика Ситоры Алиевой было дешевым телекино, которое смотреть просто невозможно.
Вот некоторые ориентиры конкурса
Две военные экранизации. «Живи и помни» (2007) Александра Прошкина по повести Распутина – история человека, который вернулся с войны, правда не демобилизованным героем, а стыдливо прячущимся в лесу дезертиром. «Пленный» (2008) Алексея Учителя снят по рассказу Алексея Маканина "Кавказский пленный", это история первой чеченской войны, отношения между федералам и боевиками в зеленке, которые отнюдь не сводятся к обмену пулями, даже наоборот – убивать друг друга они не очень-то и стараются, вместо этого торгуют и гоняют чаи.
Жанровые картины, без претензий на высокое искусство. К сожалению, такой фильм лишь один – триллер «Тот, кто гасит свет» (2008) дебютанта Андрея Либенсона – остросюжетный детектив, если верить той же Ситоре Алиевой, крепко сбитый и ладно скроенный. К большому разочарованию в последний момент слетела из конкурса «Старшая жена» (2008) Ивана Соловова. Это этнографическая мелодрама: калмык, которого играет Андрей Панин, приводит в дом вторую жену, на что имеет полное право, а старшая в отместку уходит от него в город. Тут волнует фильмография Ивана Соловова: она началась с фильма «Караван смерти» (1991), про то, как сотни моджахедов спустились с гор и похитили двух девушек-археологов, а русский Рэмбо в исполнении Александра Панкратова-Черного всех спас и замочил. Такой не подведет, жаль, что не увидим.
Несколько фильмов про степь, включая вышеупомянутую "Старшую жену", но не только. Гука Омарова, казашка, живущая в Голландии, сняла свой второй фильм «Баксы» (2008) (ударение на второй слог). Это значит "шаманка". После превосходного во всех отношениях фильма «Шиzа» (2004) у нас есть все шансы на еще один хороший фильм. Продюсируют его Сельянов и Бодров, вложено в это много разных международных денег, язык наполовину русский, наполовину казахский – в общем, отличный образчик модного этно. Еще один такой фильм – «Дикое поле» (2008) Михаила Калатизошвили, про врача, который вытаскивает людей с того света. Впрочем, про это адекватно никто пока не рассказывает, но видимо тут будет много метафизики и символизма, и степь там будет не просто степь.
«Новая земля» (2008) – десятимиллионная антиутопия со спецэффектами и лучшими русскими актерами, включая Константина Лавроненко в главной роли. Странный выбор. Играя шпиона-уголовника в телесериале «Ликвидация» (2007), он придал своему урке столько благородного байронизма, как будто тот белый офицер, потомок князей Бельских, как минимум. И судя по некоторым туманным намекам, и в этом экшне про побег с каторги будущего от артхаусного многозначительного взгляда он не откажется.
И, наконец, «Шультес» (2008) Бакура Бакурадзе, фильм про карманника, потерявшего память. Он пытается вернуться к жизни, прикоснуться к ней заново, но единственный доступный ему способ – воровать кошельки и карманную технику у живых людей. В Каннах фильм произвел очень сильное впечатление, снял его документалист в манере, очень приближенной к реальности. Говорят даже, что одна из ключевых сцен фильма – любительская видеозапись, случайно украденная главным героем – действительно подлинное признание в любви, записанное в личных матримональных целях актрисой, снявшейся в фильме. А еще говорят, что такой чудовищной азиатской Москвы в русском кино еще ни разу не было.
Если же ехать на Кинотавр, чтобы просто посмотреть кино, то на конкурс времени просто не останется. У нас тут русскому кинематографу исполнилось 100 лет, и критики со страшными скандалами и только что глаза друг из друга не вынимая, выбирали 50 лучших фильмов. В прошлом году выбрали 25 картин до 1959, а в этом году пришлось выбрать 30 – иначе они бы точно все друг друга убили. Все эти 30 фильмов там покажут, и можно будет посмотреть на большом экране и «Андрея Рублева» (1966), и «Балладу о солдате» (1959), и, допустим, «Маленькую Веру» (1988).
А если еще учесть программу Андрея Шпагина "Кино, которое мы не заметили", шесть прекрасных образчиков перестроечного, еще докооперативного кино, а если вспомнить про традиционную плаховскую "Летнюю Эйфорию", на которой покажут «Все умрут, а я останусь» (2008) Валерии Гай Германики, ее художественный дебют, отмеченный в Каннах, «Олег Кулик: Вызов и Провокация» (2008) Евгения Митты и Александра Шейна, а также «Представление» (2008) гениального украинского документалиста Сергея Лозницы – тут уж на конкурс может просто времени не остаться.
Если же целить еще дальше, то смотреть нужно короткометражный конкурс – есть ощущение, что это самая главная история фестиваля, особенно если судить по результату: Бакурадзе, снявший "Шультес", Гай Германика с ее "Девочками" и "Все умрут, а я останусь", Мизгирев, в прошлом году сделавший «Кремень» (2007) – все это люди, чьи короткометражки отметили на конкурсе "Кинотавра". Кроме того, из 14 лент конкурса – 9 дебютов, если считать по-международному, со вторыми фильмами.
Так что, очевидно, придется пожертвовать пляжем.