Наверное, любой, даже самый циничный зритель может вспомнить парочку киносцен, которые ему было действительно тяжело смотреть. Сцен жестоких, отталкивающих, терзающих нервы саспенсом либо кошмарно неприличных
В знаменитой ленте Стивена Спилберга хватает кровавых смертей, но они по большей части мгновенные, гибель же рядового Стэнли Меллиша шокирует в первую очередь тем, что жизнь из него утекает медленно, по мере того как кинжал в руке гитлеровца погружается в сердце прижатого им к полу американского солдата. Немец смакует убийство, и на все это накладываются предсмертные хрипы другого умирающего американца, которому пуля пробила горло. В это же время третий солдат, который мог бы спаси Меллиша, стоит совсем рядом, но трусит подойти. Вам интересно, что говорит гитлеровец в момент убийства? «Не волнуйся, все произойдет быстро». И это, конечно, неправда – во всяком случае, зрителю сцена кажется очень долгой. Брутальное, безнадежное, по-настоящему тяжелое зрелище.
Сцена отпиливания главным героем собственной руки, зажатой валунами, без сомнения, является изюминкой ленты Дэнни Бойла «127 часов» – но такой изюминкой, которую не каждый зритель сумеет проглотить. Самый ужас начинается, когда Арон Ралстон добирается до центрального нерва в предплечье и понимает, что сейчас ему придется пилить тупым ножом и эту толстую белую веревку… Даже кино на подобную тему высидеть непросто – а представьте, каково было реальному Ралстону, ампутировавшему себе таким способом руку в 2003 году! В общем, брррр.
Можно сказать, что сцена изнасилования Моники Белуччи маньяком в подземном переходе сделала имя режиссеру Гаспару Ноэ. Но не сама сцена, конечно, а то, как она была снята: статичной камерой, без склеек, во всех неприглядных подробностях и с чудовищным 10-минутным хронометражем. Избиение и анальное проникновение – еще не самое худшее, что здесь есть: особенно ранит аудиторию появление прохожего на заднем плане, который убегает, даже не попытавшись помочь девушке.
Всем этим, впрочем, Ноэ не удовлетворился – в качестве компенсации он попотчевал зрителя еще и сценой убийства, которое в запале совершает друг изнасилованной девушки. Придя в гей-клуб «Прямая кишка», он буквально размазывает по полу голову предполагаемого насильника с помощью огнетушителя, пока другие посетители с упоением наблюдают за экзекуцией. Правда, мстит бедняга не тому человеку, что делает и без того запредельно жестокую сцену совсем тошнотворной.
Безымянный лейтенант из драмы Абеля Феррары – настоящий ублюдок: наркоман, насильник, пропойца и азартный игрок, а еще вымогатель и коррупционер, покрывающий проституцию. Казалось бы, как опустить его еще хуже? Феррара нашел способ: в самой, наверное, запоминающейся сцене фильма грязный коп ловит с поличным двух приезжих девушек, решивших раскурить косяк в машине. Вдобавок ко всему у них нет водительских прав – но вместо того, чтобы доставить несовершеннолетних нарушительниц в участок, лейтенант заставляет их устроить «эротическое шоу», а сам принимается мастурбировать прямо у окна автомобиля, бормоча непристойности, от которых сворачиваются в трубку уши. Сцена – просто жуть.
В сцене, где героиня Эллен Пейдж устраивает самосуд над фотографом, обвиненным ею в педофилии, нет крови – но смотреть ее оттого не менее тяжело. 14-летняя девочка долго и обстоятельно готовит обездвиженного Патрика Уилсона к кастрации, отпускает шутки и цитирует медицинские справочники. Кто-то, может быть, считает, что похожий эпизод в «Законопослушном гражданине» – зрелище еще более брутальное, но мы с этим не согласны. И, полагаем, мужчины нас поддержат.
Фильм, посвященный кровавым издевательствам над Христом, можно даже не дробить на сцены, а записывать в наш топ целиком, поскольку мучения Иисуса там показываются долго и во всех подробностях – с протыканиями, избиениями и прочими жестокими издевательствами, которые вынесет не всякая психика. Режиссер Мел Гибсон предлагает смотреть глубже – по его мнению, «это фильм о любви, надежде, вере и прощении». Но, как нам кажется, зрители, в возмущении покидавшие кинозалы после премьеры, вряд ли уловили этот месседж.
Франшиза «Человеческая многоножка» была создана для мерзких моментов – их хватает в любой серии этой трилогии, но по большей части они оправданы сюжетно. Эпизод же из третьей части, в котором похотливый начальник тюрьмы Билл Босс шантажом заставляет свою секретаршу делать ему минет (да еще в присутствии своего бухгалтера), возмутителен не в последнюю очередь тем, что его можно было бы вырезать – или как минимум ужать вдвое – без особого ущерба для повествования. Разумеется, тогда фильм утратил бы одну из своих самых ярких сцен. Но вытерпеть обезьяньи гримасы Босса, на наш взгляд, будет непросто даже тем, кого уже давно не тошнит от сшивания людей в многоножку.
Можно спорить о том, какая из сцен трилогии «Хостел» вызывает большее отвращение, – но самая возмутительная, по нашему мнению, та, в которой безымянная садистка купается в чужой крови. Подвесив девушку-туристку над ванной, она режет ее серпом и нежится под кровавым душем, что является явной аллюзией на легенду о «кровавой графине Батори», омолаживавшей себя кровью девственниц. Надо полагать, даже тех, кого жестокостью в кино не удивишь, эта сцена заставила почувствовать себя не в своей тарелке. Хотя, конечно, это цветочки по сравнению с тем, что приписывается реальной Елизавете Батори…
Куда же в таком топе – и без «Пилы»? Вот уж где слабонервному зрителю не обойтись без ускоренной перемотки. Вы можете считать, что в фильмах этой франшизы есть сцены и покровавей, но психологически самой тягучей мы считаем тот эпизод из пятой части, где ускользнувшие от правосудия преступники по имени Бритт и Малик увечат себя, пытаясь искупить совершенное ими массовое убийство. Попав в ловушку, из которой не выйти без жертвоприношения, эти двое сцеживают несколько литров собственной крови, сунув ладони в ящик с работающими циркулярными пилами. Сцена, без преувеличений, кошмарная. Готовы ли вы простить Малика и Бритт после этого?
Когда дело доходит до «чернухи», российскому кино тоже есть чем похвастать. Здесь сам собой просится в строку культовый «Зеленый слоник», всю вторую половину которого смотреть опасно для психики. Но «Слоник» – это все-таки трэш, получивший известность вовсе не в силу художественных качеств (а скорее наоборот), поэтому наш выбор пал на «Груз 200». Смотревшие этот фильм, вероятно, согласятся с нами, что мрачная драма Алексея Балабанова, бичующая смрадную подкладку позднего СССР, тяжела не наполовину, но целиком. Наибольший же мрак – это сцена с комнатой, где прикованная к кровати девушка рыдает среди разлагающихся трупов, а милиционер-маньяк читает ей армейские письма мертвого жениха, пока по комнате кружат полчища мух (все это – под звуки заседания Верховного совета по телевизору, который смотрит спятившая на почве алкоголизма мать главного злодея). Сама сцена длится не так уж долго, но, учитывая предыдущие события, подобная «вишенка на торте» способна добить даже наиболее стойких зрителей. Смотреть лучше без попкорна.
Финальная сцена драмы Даррена Аронофски – сплошная нарезка из тоски и печали. Главному герою отрезают руку, его подсевшая на наркотики девушка занимается сексом с другой девушкой на глазах похотливой толпы, его доведшая себя до ручки мать мучится в психиатрической лечебнице. Все это демонстрируется зрителю так долго и подробно, что просто взрывает зрительский мозг. «Реквием по мечте» видели многие, но мало кто признается вам, что когда-либо его пересматривал. И все, разумеется, из-за финала.
Невероятно, но факт: мало какое киношное убийство способно сравниться со сценой, показанной в первом эпизоде седьмого сезона «Ходячих мертвецов». Режиссер Грегори Никотеро не просто убил одного из центральных персонажей популярного сериала (что болезненно для аудитории само по себе), но проделал это в настолько кровавой манере, что многие зрители выключили телевизор и объявили в социальных сетях: «Я больше не смотрю этот сериал». Их можно понять. Одного только кадра с глазом, выскочившим из глазницы после удара бейсбольной битой, было бы достаточно, чтобы всех шокировать, но нет: убийца еще долго продолжает избивать свою жертву с шутками-прибаутками, пока не превращает ее голову в кровавую кашу. Особенно корежит зрителей тот факт, что в течение расправы над несчастным его лучшие друзья сидят рядом и ничем не могут ему помочь. Постановщика тоже в чем-то можно понять: аудиторию готовили к этому эпичному убийству целый год, и он просто не имел морального права спустить дело на тормозах (а исходный комикс, верьте или нет, в чем-то был даже и побрутальней) – но зачем так длинно, Грег? Нервные клетки, знаете ли, не восстанавливаются.