Беззубая, хоть и смешная временами картина о том, каково сейчас во Франции приходится тем, кто больше расизма ненавидит только негров
Семья Верней – образцовые французы. Клод солидный нотариус, Мари истовая католичка, четыре дочери, одна краше другой, – идеальная французская семья. Беды к консервативным Клоду и Мари приходят тогда, когда дочки начинают выходить замуж. Первая приводит в дом араба, вторая связывает жизнь с евреем, третья расписывается с китайцем, для родителей это настоящее испытание. Порадовать стариков сможет только младшенькая. Ее жениха зовут Шарль, он католик, вроде бы все хорошо. Единственная небольшая подробность, которую дочь не сообщает родителям практически до дня свадьбы, – ее избранник… негр.
«Безумная свадьба» подается нашему зрителю с выносками о многомиллионных сборах картины на родине и в соседних с Францией европейских странах. Вроде бы показатель неплохой, но не спешите обманываться. При всей универсальности темы расизма «Свадьба» получилось какой-то на редкость местечковой, локальной, словно скромная пьеса, разыгранная на сцене ДК захолустного районного центра. Что же не так с картиной, в которой первая скрипка отведена знаменитому Кристиану Клавье, где затронута важная и современная тема, у которой потенциал был достаточный, для того чтобы посоревноваться с лучшими французскими комедиями всех времен? Режиссер и сценарист Филипп де Шоврон задумался о фильме в тот момент, когда узнал, что, по статистике, во Франции 20% браков заключается между людьми разных национальностей и вероисповедания. В остальной Европе это число не превышает 3%
Для начала стоит отметить, что «Безумную свадьбу» губит робость. Да-да, картине не хватает настоящей смелости. Конечно, фильм, по мнению некоторых, балансирует на грани – еврей называет араба «Арафатом», китайца смело дразнят «Брюсом Ли», а еврею достается, что называется, из всех национальных стволов. Однако много смелости на это и не нужно. Большинству шуток на национальные темы не хватает какой-то точности, актуальности, саркастического изящества, они плоские и осторожные, словно авторы опасались быть побитыми своими зрителями. Может быть, Сет МакФерлейн и не является для многих образцом юмориста, но ему куда лучше удаются резкие, острые, часто чуть-чуть переступающие грань шутки. Они оттого и смешны, что поражают в яблочко. Фильм же, поставленный Филиппом де Шовроном, – это такой детский утренник, где дети ругаются своими обидными, но детскими обзывательствами.
Такая беззубость тем более обидна при том, что картинку фильма населяют лучшие комики Франции двух поколений. Но, увы, Кристиан Клавье вряд ли сможет занести фильм себе в безусловный актив, он работает словно под тяжестью каких-то совсем не веселых обстоятельств, знаменитая мимика и жестикуляция выветрились, шутки бьют мимо цели. Партнеры-мужчины – тоже сплошь опытные комики, местные «камедиклабисты» и «стэндаперы» – также пробуксовывают. Там, где фильму требуется комический драйв, глаза Абиттана и Чау гаснут, ни злость, ни ссоры, ни дружба не выглядят естественными в тройке героев-зятьев. Радуют лишь девушки, они великолепны, разносторонни, разноплановы, но, к сожалению, их катастрофически мало в сюжете.Это, впрочем, понятно и предсказуемо. Фильм-то о расизме, о национализме и кризисе мультикультуризма – на передний план должны выйти проблемы нестыковки разных менталитетов, обычаев, привычек. Вот здесь-то и случается пробуксовка. Вроде начинается фильм многообещающими проблемами выбора религии для внуков консервативной пары Верней, конфликтом на семейном обеде, где каждый больно ранит каждого, за которыми видятся высоты едва не винтерберговского «Торжества».
Но нет, кошерное шампанское, халяль, кунг-фу и размеры причиндалов африканца – вот уровень притязаний де Шоврона.Однако не будем слишком суровы к не слишком агрессивному, местами глуповатому и излишне прямолинейному французскому фильму – нам-то самим до такого далеко-далече. Штампованная «Наша Раша» не в счет, «Последний из Магикян» наигран и фальшив, на большом экране у нас такое и вовсе представить сложно. Французы же не испугались, разворошили муравейник. Пусть несмело, с почтительного расстояния и вооружившись всеми средствами самозащиты, но это действительно важный для Европы шаг, нам во многом непонятный. Правда, чтобы прочувствовать настоящую схватку культур, лучше еще раз пересмотреть «1+1», там, кстати, и с юмором все обстоит гораздо лучше.