Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Подборки фильмов

Кошмар на улице Шафрана: 6 колоритных иранских хорроров

Хорроры — не самый распространённый жанр у иранских режиссёров, а потому каждый представитель жанра становится событием. Вспоминаем самые известные фильмы ужасов с персидскими корнями.

Добавить в закладки
Кошмар на улице Шафрана: 6 колоритных иранских хорроров

Зара Амир Эбрахими в роли Рахими на кадре из фильма «Убийца "Священный паук"»

Зара Амир Эбрахими в роли Рахими на кадре из фильма «Убийца "Священный паук"»

Когда из иранского Мешхеда поступают сведения о том, что в городе орудует серийный убийца, туда из Тегерана отправляется журналистка Ареза Рахими (Зара Амир Эбрахими). Полиция некомпетентна и безразлична, местные жители тоже не торопятся делиться новостями с приезжей, а пострадавших всё больше. Рахими не остаётся ничего другого, кроме как попытаться самой стать жертвой и поймать маньяка за руку.

С третьим фильмом Али Аббаси, ныне живущий в Дании иранский режиссёр, вышел далеко за рамки жанра и обрисовал портрет иранского общества. Портрет нелицеприятный, отталкивающий, пугающий непостижимым соглашательством со злом в самых, казалось бы, откровенных его формах. Родная страна по Аббаси сродни паутине, и как бы она ни притворялась чем-то иным, где-то неподалёку всё равно сидит паук, который обязательно явит себя, когда ты окончательно запутаешься.

Шейла Ванд на кадре из фильма «Девушка возвращается одна ночью домой»

Шейла Ванд на кадре из фильма «Девушка возвращается одна ночью домой»

Город на краю света, где из источников дохода только грабёж и проституция, — не лучшее место, чтобы девушке возвращаться одной ночью домой. Но она (Шейла Ванд) делает это снова и снова, время от времени перегрызая глотки тем, кто слишком много хочет. В конце концов она ведь тоже не просто так там оказалась. Ночные прогулки продолжаются до тех пор, пока безымянная девушка не встречает Араша, местного Джеймса Дина, кажется, единственную светлую душу в пустынном аду.

Снятая в Калифорнии на фарси черно-белая вампирская лав-стори могла бы стать главным открытием «Сандэнса» 2014 года, но фильму не повезло выйти одновременно с «Одержимостью» Шазелла. А между тем дебют иранки Аны Лили Амирпур отлично смотрится в одном ряду с лучшими картинами Джима Джармуша и Аки Каурисмяки. Следующие работы режиссерки — «Мона Лиза и кровавая луна» и «Плохая партия» — оправдали щедрые авансы, став современной подвальной классикой.

Шазаб Хоссейни в роли Бабака Надери на кадре из фильма «Ночь»

Шазаб Хоссейни в роли Бабака Надери на кадре из фильма «Ночь»

Американский фильм, где все говорят на фарси, — случай не единичный, но очень редкий, сродни официальному показу американского кино в Иране. Но «Ночь», чураясь политики и не наседая на крайности калифорнийской жизни, выбивает два из двух.

Папа (Шахаб Хоссейни), мама (Нюша Нур), дочь (Леа Оганян), пустующий лос- анджелесский отель, тёмная ночь — не так пойдёт всё, что только может. Кажется логичным, что хотя бы к утру кошмар должен закончиться, наверное, и привидения перестанут одолевать супругов, но груз взаимных обид с рассветом сбросить вряд ли получится. Вероятно, если бы Асгар Фархади решил экранизировать Стивена Кинга, то у него получилось бы нечто подобное — местами неуклюжее и несуразное, но действительно страшное и всё-таки единственное в своём роде.

Гомаюн Жанизадех в роли Бехнама на кадре из фильма «Приходит дракон»

Гомаюн Жанизадех в роли Бехнама на кадре из фильма «Приходит дракон»

Сотрудник иранского аналога КГБ отправляется на остров Кешм в Персидском заливе, в регион ссылки политических заключенных, чтобы расследовать не то убийство, не то самоубийство одного из них. На месте всё оказывается гораздо сложнее, чем представлялось: на острове как по расписанию случаются землетрясения, на горизонте (а то и перед глазами) мельтешит какая-то чертовщина, а помощи ни у кого не допросишься.

Мани Хагиги устроил зрителям жанровый синефильский аттракцион с отсылками и к недавней истории Ирана, и к классике кинематографа, и к прошлому собственной семьи. Не будучи погружённым в культуру региона, распутать этот клубок не представляется возможным, но некоторые моменты заметны сразу — например, уважительное отношение автора к Дэвиду Линчу и Хулио Кортасару.

Новин Гиази на кадре из фильма «Слепая сова»

Новин Гиази на кадре из фильма «Слепая сова»

Первая экранизация классической одноименной повести Садега Хедаята пусть и спустя почти 40 лет, но всё-таки случилась именно на родине писателя, хотя первое издание 1937 года даже содержало специальную пометку о том, что распространение книги в Персии запрещено.

Безымянный художник беседует с собственной тенью, что напоминает сову, и признаётся ей во всех преступлениях, что совершил. Сюрреалистичный тон картины точно следует сюжету книги, главный герой медленно сходит с ума в доме посреди пустыни. Не совсем понятно, действительно ли он кого-то убил или это только фантазии, которые он воплотит в будущем. Времена спутываются, тень вот-вот начнёт отвечать — заканчивается всё диалогами со Смертью. Позже классик Рауль Руис снимет менее буквальную, постмодернистскую версию повести, но снискать успех не удастся и ей, материал явно ждёт более благополучной экранизации.

Авин Маншади в роли Дорсы на кадре из фильма «В тени»

Авин Маншади в роли Дорсы на кадре из фильма «В тени»

Тегеран 1980-х, ирано-иракская война в самом разгаре. Шайдех (Наргес Рашиди) с дочерью Дорсой (Авин Маншеди), несмотря на уговоры мужа, военного врача, решает остаться в городе. Район, где живёт Шайдех, периодически бомбят, начинаются проблемы с водой, продовольствием и, что важнее, с психическим состоянием. Девушке начинает казаться, что в повреждённом снарядами доме живёт кто-то ещё.

Полнометражный дебют Бабака Анвари вмещает в себя и политику, и чистый хоррор, и экзистенциальные мотивы, и даже полноценного монстра. Уникальный по антуражу дебют подарил Ирану первый современный полноценный хоррор, режиссёр же получил беспроблемную карьеру за пределами родной страны — Анвари уже снял по картине в США и Великобритании, а сейчас работает над новой частью «Кловерфилда».

Текст: Владимир Бурдыгин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?