«Отношениями мая и декабря» в англоязычных странах называют романтические отношения между заметно более взрослой женщиной и юным подростком. Кино давно вдоль и поперек изучило такие пикантные связи
Самый верный признак того, что общество может справиться с пороком, – возможность высмеять его. Пока одна часть общества в ужасе рвет на себе рясы от одного только упоминания о порочных отношениях между молодыми и старыми, другая смеется над подобным в комедиях. Таких, например, как лента Хэла Эшби «Гарольд и Мод». Главный герой картины – юноша-одиночка, страдающий от отсутствия внимания со стороны матери. В какой-то момент Гарольд встречает Мод, милую 80-летнюю старушку, увлеченную жизнью, с которой у молодого человека складываются дружеские и даже романтические отношения. Очарованный своей новой «старой» пассией, Гарольд даже готовится сделать Мод предложение.
Не только американское общество подвержено столь пикантному явлению, как отношения взрослой женщины и юного подростка, Европа здесь даже может дать фору. «Коварство» Сальваторе Сампери рассказывает историю сицилийской семьи, в которой глава потерял свою любимую супругу. Большой дом оказался лишен женской руки, и через некоторое время дон вынужден принять на работу домработницу. Ей оказывается очаровательная Анжела, которая моментально становится объектом желания не только главы семьи, но и его сыновей. Пытающаяся сохранить паритет женщина отвечает взаимностью всем своим кавалерам, в том числе и пятнадцатилетнему Нино, у которого как раз проснулась первая сексуальность.
Два приятеля, Джонатан и Скип, завязавшие дружбу в выпускном классе престижной частной школы, договорились во всем друг друга поддерживать. Узнав о том, что приятель еще девственник, Скип организовывает для Джонатана романтическую поездку, в которой молодой человек встречает 38-летнюю Эллен, с которой наконец-то срывает печать сексуальности. Увы, женщина не считает разницу в возрасте преодолимой и расстается с Джонатаном, но… снова оказывается с ним в постели при весьма пикантных обстоятельствах несколько месяцев спустя. Блистательная драмеди с молодыми Робом Лоу и Джоном Кьюсаком, а также с очаровательной Жаклин Биссет в роли обольстительницы в годах.
Легко доступная, согласная на все взрослая женщина – предел мечтаний старшеклассников-лузеров, которым мужские гормоны ударили в голову. Герои комедии Джона Хьюза «Ох уж эта наука» вдохновляются идеей создания «суперженщины» и прикладывают всю свою изобретательность для того, чтобы создать идеальную женщину, способную удовлетворить любое их желание. После фантастического эксперимента в свое распоряжение парни получают очаровательную Лизу, женщину, о которой только можно мечтать. Увы, в этом и кроется вся проблема горе-экспериментаторов – мечтать о Лизе можно, а вот овладеть не получится, как бы соблазнительно она ни выглядела.
Правило «Все это уже было в “Симпсонах”» никто не отменял. В 1992 году в третьем сезоне мультшоу авторы порадовали зрителей эпизодом «Барт – любовник», где в несколько противоестественную, хотя и чисто платоническую связь вступили Барт и миссис Крабаппл, учительница местной школы. Случайно узнавший о том, что женщина испытывает недостаток внимания мужчин, юный сорванец начинает с Эдной роман по переписке, представившись другим человеком. Очень скоро отношения двух «бумажных влюбленных» переходят на недоступный для 10-летнего Барта уровень, и семья Симпсонов вынуждена искать способ, как избавиться от чувств одинокой женщины к сыну.
Известные своим весьма раскрепощенным отношением к сексуальности шведы свою точку зрения на отношения взрослой женщины и ее юного пылкого любовника высказали через фильм Бу Видерберга «Цветения пора». Его главные герои – старшеклассник Стиг и его преподавательница 37 лет. Ни разница в возрасте, ни замужество не могут заглушить страсть, разгоревшуюся внутри женщины, и она пользуется наивностью своего ученика. На первых порах Стиг очарован открывшейся перед ним бездной удовольствий, но очень скоро внимание учительницы становится для подростка обузой.
Если другие герои ищут приключений на стороне, то герой мелодрамы «Ловелас» находит их в собственном доме. 16-летний Оскар заметно опережает своих ровесников в развитии, девушки-одногодки его не интересуют, парня привлекают зрелые женщины. Оскару непросто себе в этом признаться, но причина всему одна – его мачеха Ева, мальчишка решает, что женщине с ним будет лучше, чем с его вечно занятым на работе отцом. И вот уже погоня за настоящими чувствами становится одержимостью молодого героя. Одержимостью, способной разрушить семью, ведь Ева тоже человек, со своими страстями, пороками и представлениями о жизни.
Поклонникам «Гравитации» будет нелишним помнить о том, что триумфальное шествие по киномиру режиссера Альфонсо Куарона началось не с космических приключений и даже не с самой мрачной картины «поттерианы», а с мексиканской волны, пиком которой стала драма «И твою маму тоже». Главные ее герои, старшеклассники Хулио и Теноч в исполнении Гаэля Гарсии Берналя и Диего Луны, свои последние каникулы проводят в путешествии на загадочный пляж в компании с красоткой Луисой, только что расставшейся с мужем. В поездке женщина раскрывает парням все тайны сексуальности, превращая несмышленых подростков в настоящих мужчин.
Настоящую бурю негодования вызвало появление фильма француженки Эмманюэль Берко «Клеман», рассказывающего об отношениях тридцатилетней женщины и тринадцатилетнего мальчишки. Познакомившиеся на вечеринке общих знакомых Клеман и Марион ощущают необыкновенную тягу друг к другу, искренние чувства мальчика льстят женщине, которая воспринимает ухаживания как игру, как что-то не слишком серьезное, воздушное и зыбкое. Но постепенно отношения укрепляются, становятся неразрывными и приводят к первому сексуальному опыту юного Клемана. Зрители в шоке, а критикам только того и нужно, они с радостью ведут Берко на пьедестал Венецианского кинофестиваля и вручают приз.
Мистическую подложку отношениям взрослой женщины и юного мальчика предложили авторы драмы «Рождение» с Николь Кидман в главной роли. Десять лет назад героиня фильма Анна потеряла мужа в автокатастрофе. Едва справившись с потерей, женщина готовится во второй раз выйти замуж, но встречается с необъяснимым для себя настойчивым ухаживанием со стороны десятилетнего мальчика, утверждающего, что он является реинкарнацией ее умершего мужа. Поверить в это непросто, но слишком многое в глазах невинного дитя говорит в подтверждение его слов. За эту роль Кидман подверглась яростной критике, хотя на съемочной площадке все было в высшей степени целомудренно, а вся эротика является всего лишь искусным монтажом и операторскими трюками.
Настоящий клубок порочных взаимоотношений в свой фильм «Скандальный дневник» внес режиссер Ричард Эйр. Его главная героиня преподавательница Шеба начинает работу на новом месте и тут же подвергается настойчивому вниманию со стороны своей возрастной коллеги Барбары. Шеба замужем и воспитывает сына, поэтому отвергает все поползновения Барбары, но внезапно сама оказывается безоружна перед собственными чувствами к своему ученику Стивену. Барбара же, узнав о порочной связи, начинает шантажировать объект своего вожделения. «Скандальный дневник» – тот редкий случай, когда и книга, ставшая основой, и фильм интересны по-своему. Картина к тому же может похвастать участием Кейт Бланшетт, Джуди Денч и Билла Найи.
Явно тяготимые своим прошлым немцы часто обращаются к теме заключенных и осужденных (вспомните хотя бы знаменитый «Эксперимент»), неудивительно, что именно в Германии был снят один из самых ярких фильмов об отношениях «законников» и «преступников». Эльзе 49 лет, и жизненная рутина давно лишила ее радостей и удовольствий, эмоции в женщине вызывают лишь истории ее подопечных – условно осужденных малолетних преступников, за которыми она ведет надзор. Очередной ее «клиент», 16-летний Ян, оказывается Эльзе наиболее близок, между героями возникает связь, излившаяся в сексуальные отношения. Но страсть и желание – плохие советчики, связь юноши и женщины раскрыта, что стравит под угрозу судьбы обоих.
Драма Стивена Долдри «Чтец» слишком многогранна, чтобы рассматривать ее только с точки зрения отношений взрослой женщины и подростка, и все же без этого эпизода не обойтись. Фильм начинается с того, что 36-летняя Ханна спасает тяжело заболевшего 15-летнего юношу Михаэля. Благодарного подростка тянет к этой взрослой женщине, и следом за несколькими романтическими встречами герои вступают в сексуальную связь. По счастью, это всего лишь завязка обширной истории о подлости и благородстве, о благодарности и неприятии, о навешиваемых ярлыках и невинном, чистом отношении к окружающим. Четырьмя номинациями отметили фильм киноакадемики, одарив в итоге «Оскаром» исполнительницу роли Ханны Кейт Уинслет.
Советское кино, естественно, тонкий лед подобных тем обходило стороной, поэтому наверстывать «потерянное время» приходится новому поколению кинематографистов России. Одним из первых, весьма целомудренных пробных шаров стала мелодрама Станислава Митина «С черного хода». Главная героиня фильма – учительница младших классов послевоенной ленинградской школы Анна Николаевна. Молодая женщина потеряла жениха во время войны и пока не готова заполнить образовавшуюся лакуну новыми отношениями. Но внимания со стороны девятиклассника Миши она не может не заметить, парень делает все, чтобы понравиться женщине. Наконец, между героями вспыхивает роман, заранее обреченный на всеобщее осуждение, и все, что Мише и Анне остается, это встречаться у черного хода школы в вечернем сумраке.
Осужденная американская учительница еще должна быть благодарна судьбе, что не стала живым воплощением героини комедии Шона Андерса «Папа-досвидос». В этом фильме «очень плохая училка» не просто переспала со своим учеником-подростком, но еще и забеременела от него и даже родила. Вот только воспитать чадо героиня Евы Амурри и Сьюзен Сарандон не имеет возможности, государство упекает ее в тюрьму за совращение малолетнего, а родительское бремя ложится на плечи оболтуса-ловеласа, инфантила, взрослую версию которого сыграл Адам Сэндлер. Юмор – так себе, но кто же знал, что история станет почти реальностью через какие-то три года.
Жестяной барабан
Запределье