Продолжающий множить сущности и смыслы сериал о месте человека в мире роботов и искусственного интеллекта все чаще скатывается к банальностям и картинке ради картинки
План Роберта Форда по «освобождению» андроидов воплощен в жизнь – восставшие машины сразу в нескольких тематических парках оборачивают свое оружие против гостей и уничтожают всех, кто не является частью их сценария. Части руководителей и инженеров компании «Делос» удается скрыться в бункерах и лабораториях, но без помощи извне их часы сочтены, однако группа зачистки не спешит позаботиться о простых гостях. Целью спецназа становится Питер Абернати – в его мозгах зашифрованы секретные данные, сбор которых и был подлинной целью аттракциона. Тем временем предводительницы восстания избирают разные подходы к достижению целей: Долорес встает на путь жестокости и геноцида, уничтожая людей и не подчиняющихся роботов, Мэйв же пытается найти гармонию в сотрудничестве и компромиссах. Но обеих ждут разочарования и тяжелые потери…
Выход первого сезона «Мира Дикого Запада» сопровождался смелыми заявлениями продюсеров и боссов канала НВО о том, что они сняли достойную замену уходящей на покой «Игре престолов». Новая фантастическая драма должна была увлечь зрителей сложными взаимоотношениями героев, множеством загадок, разнообразными локациями и, конечно же, грандиозными батальными сценами. Приблизиться к войнам Семи королевств с наскока не получилось – первые десять серий даже самым увлеченным зрителям дались тяжело, а многие по вполне понятным причинам не стали мучить себя и бросили смотреть новое шоу. Однако авторов это ничуть не испугало – второй сезон уже вышел, а третий заказан и непременно будет снят.
«Мир Дикого Запада» – зрелище мудреное и требующее от зрителя серьезных умственных и даже физических усилий, этот сериал вряд ли получится посмотреть залпом за ночь, он слишком насыщен героями, параллельными и перпендикулярными сюжетными линиями, отсылками в прошлое и будущее и, разумеется, философствованиями. Да, просмотр заставит вас погрузиться в на первый взгляд сложные, но на деле достаточно банальные рассуждения героев о том, что делает человека человеком, можно ли контролировать разум и каковы истинные критерии добра и зла, с которыми в той или иной форме каждый из нас сталкивается каждый день. Увы, с каждой новой серией все ближе оказывается понимание того, что «Дикий Запад» рассказывает о простых, сто раз обсужденных истинах или копается в тех парадоксах, что интересующимся человеком изучены еще в школе.
Под хитросплетениями отношений человека и андроида, под интригой управления воспоминаниями и поведением, под дуэлью живого и мертвого скрываются незамысловатые темы – одни герои здесь страдают «комплексом Бога», создавая себе покорных рабов для утех, другие, наоборот, ищут ответ, есть ли что-то выше их, что-то за пределом понятного и привычного им мира, третьи ищут ответ на вопрос, какое значение для нас имеет память, а четвертые гадают, является ли разум полноценной заменой душе. В той или иной форме подобные размышления являются центром множества фантастических картин, от классической «Космической одиссеи» Кубрика до новаторской «Из машины» Алекса Гарланда – и ничего нового «Мир Дикого Запада» не предложит, лишь туго сплетет их вместе и обвесит дополнительными опциями, скорее перегружающими повествование, нежели увлекающими к дальнейшему просмотру.
Зато «рюшечки» и «финтифлюшки» авторам сериала удались на все десять баллов – от Дикого Запада история распространилась в парки японских сегунов и индийских махараджей, история то выбирается в реальный мир (хотя никогда нельзя утверждать, что в сериале реально, а что запрограммировано), то зацикливается в нескольких минутах жизни одного из клонов. Создатели шоу по-настоящему разошлись и устраивают перестрелки ковбоев и ниндзя, атакуют спецназом кавалерийский полк, заполняют долины водами и погружаются в бескрайние подземные бункеры. Все это именуется «игрой», которую якобы ведет Форд (к счастью, смерть главного архитектора парков в финале первого сезона не отняла у зрителей Энтони Хопкинса), и это тоже весьма тонкое место – чем более монструозными становятся нагромождения планов и задумок хитрого мастера, тем меньше веры в то, что это действительно хитрый план. Больше похоже на хаос, который в свое время погубил «Остаться в живых».
Поскольку Джонатан Нолан во втором сезоне передал сценарную работу на «аутсорсинг», сериал временами теряет концентрацию и жертвует сюжетом в пользу визуальной части – шоу, например, может на целый эпизод погрузиться в мир средневековой Японии, что мало двигает повествование, зато активно «сжигает» бюджет, или посвятить несколько минут демонстрации скромной палаты-камеры, в которой Уильям ставит опыты на своем боссе, – снято красиво, но совершенно бесполезно. И это тоже серьезная проблема – «Миру Дикого Запада» хочется быть «Началом», многослойной, сложной, но выверенной, как часовой механизм, конструкцией, а получается дырявое мочало, которому сложно придать форму, не говоря уже о содержании.
Конечно, шоу остается смотрибельным – в нем предостаточно жестокости, оно не стоит на месте, его хочется с кем-то обсудить или покопаться в деталях каждого эпизода. Но ощущение кукольности не оставляет ни на минуту. Нас убеждают, что андроиды – тоже люди, а люди – те же роботы, только иначе запрограммированные, но все это лишь внешняя оболочка, под красивой заставкой, драматичными скрипками саундтрека и холодным светом лабораторных ламп нет ничего живого. «Мир Дикого Запада» внутри пуст и прост. Если вас в этом не убедил первый сезон, то второй точно все расставит по местам.