Многомиллионный блокбастер о космическом путешествии? В последние годы подобный трюк мало кому удавалось провернуть с выгодой для себя – если вы не Джеймс Кэмерон или Кристофер Нолан, то от безвоздушного пространства вне пределов Земли вам стоит держаться в стороне
Справочники кино называют картину Николаса Вебстера «Санта-Клаус завоевывает марсиан» комедийной фантастической сказкой. На наш взгляд, это хоррор, причем настолько жуткий, что в жилах стынет кровь. Только вообразите себе, в центре рассказа умирающая марсианская цивилизация, которой в жизни осталось одно развлечение – ловить трансляции земных телепередач. Желая «гульнуть на последнее», марсиане похищают земного Санту и пару американских мальчишек (для опознания, настоящего деда они стащили или поддельного). Сегодня это смотрится, мягко говоря, странно.
Герой Мэтта Дэймона в «Марсианине» не первый астронавт, потерпевший крушение на Красной планете, задолго до его полета в одиночестве в космической пустыне куковал ведущий персонаж комедии «Человек-ракета» Фред Рэндалл. В середине 90-х студия Disney переживала не самые лучшие времена, поэтому «Человека-ракету» помнят лишь единицы, да и то не за спецэффекты или захватывающую фантастику, а за непроходимую глупость героев-людей и неуклюжесть героя-шимпанзе. Особенно обидно за исполнителя главной роли Гарланда Уильямса – после разминки в «Тупом и еще тупее» и «Убрать перископ» этот комик впервые получил главную роль, но в крайне неудачном проекте, провал которого поставил крест на его карьере.
В 1996 году режиссер Брайан Де Пальма подарил миру одну из самых долгоживущих и наиболее ярких кинофраншиз – «Миссия: Невыполнима», а вот с другой миссией в году 2000-м – «Миссией на Марс» – не справился. Приключенческую драму Де Пальмы можно назвать предтечей «Прометея» и «Марсианина», первый почерпнул в «Миссии» идею панспермии, второй повторяет историю спасательной экспедиции на Марс, где в одиночестве горевал персонаж Дона Чидла. На поверку картина оказывается не такой уж и плохой, если закрыть глаза на ее стоимость. Стомиллионные затраты на съемки обернулись такой же суммой мировых сборов. С таким КПД на Марсе делать нечего.
По традиции парного выхода фильмов-катастроф – «Пика Данте» и «Вулкана», «Армагеддона» и «Столкновения с бездной» – «Миссия на Марс» получила «близнеца» в виде «Красной планеты» Энтони Хоффмана. Впрочем, лучше бы его и не было – ученые при упоминании «Красной планеты» лишь закатывают глаза, критики бессвязно бормочут, а зрители разбегаются в ужасе, роняя попкорн. Да, поверить в насекомых, дающих кислород на Марсе, непросто, еще сложнее разглядеть признаки актерского таланта у Вэла Килмера и Тома Сайзмора, ввязавшихся в космическое путешествие. Герои теряют время, бродя по выжженной поверхности, а мы теряем время у экрана телевизора.
Какая живность прячется в недрах Марса, мы пока можем только догадываться, марсоход Кьюриосити до сих пор обнаружил только остатки водяных озер на поверхности мертвой планеты. Но фантазия человеческая неудержима, и вслед за мошками «Красной планеты» Джон Карпентер обнаружил на Марсе призраков, останки древней марсианской цивилизации, жаждущих крови землян. Ужасающий в самом худшем смысле этого слова фильм Карпентера никак не встает в один ряд с «Нечто», «Побегом из Нью-Йорка» или «Хэллоуином», «Призраки» – унылое, безынициативное, неоригинальное и откровенно скучное кино, не стоящее внимания зрителей. Еще печальнее то, что после этой ленты Карпентер не смог снять ничего, что добралось бы до широкого проката. Грустный конец карьеры.
Это сегодня Дуэйн Джонсон – гарантия высоких кассовых сборов и столп нескольких франшиз, а ведь недалеки те времена, когда за свои роли ему доставались номинации на «Золотую малину». Речь идет об экранизации компьютерной стрелялки от первого лица Doom, именно участие в этом проекте едва не сделало Скалу худшим актером года. Поклонникам очень хотелось, чтобы из переноса любимой игры на большой экран получилось что-то грандиозное, но из истории спецназовцев, охраняющих портал в другой мир на Марсе, ничего путного не получилось – вспомнить можно только небольшой фрагмент, где показан бой от первого лица, но и это на мониторе смотрится лучше, чем в кинотеатре.
Не слишком бойкая на выдумки студия Asylum, прослышав о планах Disney экранизировать наследие Эдгара Берроуза, в считаные недели выдала на-гора свое видение приключений Джона Картера, и если вы раньше считали плохим фильм Эндрю Стэнтона, то это лишь потому, что вам на глаза не попадалась «Принцесса Марса». Торопливые асилумовцы не только упростили сюжет до дошкольной любительской постановки, они еще и актеров набрали «по объявлению». Достаточно сказать, что роль титульной Принцессы исполнила порноактриса Трэйси Лордс, а Картером стал Антонио Сабато, до этого редко выбиравшийся из бесконечной череды одноразовых ролей в не слишком успешных сериалах.
Раз уж мы коснулись «Джона Картера», то стоит упомянуть, что его кассовый провал был предсказуем, однако мышиная машина Disney слишком инертна, чтобы успеть дать задний ход после тревожных звоночков. А звоночки были, и самый громкий из них – провал анимационной ленты «Тайна Красной планеты», созданной по столь любимой Робертом Земекисом технологии захвата движений. 150-миллионный монстр банально «не взлетел», и хотя герои до Марса добрались и спасли марсиан вместе с отношениями мамы и сына, в кинотеатрах этот суккуб собрал позорные 39 миллионов долларов, сгромыхав громче всех в истории на тот момент.
О том, что же все-таки случилось с «Джоном Картером», критики будут спорить еще долго, ведь в том, что фантастический блокбастер ценой в четверть миллиарда долларов не смог вернуть даже денег, затраченных на производство, вряд ли можно обвинить одного человека. Полный логических дыр, угловатый и не слишком радушный к зрителям «Картер», возможно, и не заслуживал столь ощутимой затрещины, но мир оказался неумолим, а Марс – все так же неприветлив. Провал стоил карьеры в игровом кино режиссеру Эндрю Стэнтону, едва не вычеркнул из числа перспективных актеров Тейлора Китча и заставил Disney искать свои последующие космические истории на стороне (что студия с успехом и сделала, купив Marvel со «Стражами Галактики» и LucasFilm со «Звездными войнами).
Если бы Ридли Скотт был скромным последователем, а не законодателем киномоды, возможно, посмотрев на результаты проката «Последних дней на Марсе» режиссера Рори Робинсона, он и не рискнул бы отправлять Мэтта Дэймона на Красную планету. Не самая притязательная картина об очередной схватке землян с инопланетной формой жизни (на этот раз угрозу представляет грибок, превращающий астронавтов в зомби) вызывает откровенную зевоту, а с тем, чтобы растормошить действие, не справляется ни Лив Шрайбер, ни Оливия Уильямс. Ужасающий по своей примитивности фильм вполне мог поставить крест на кинотеатральной «колонизации Марса», ведь сборы его в Америке составили катастрофические 25 тысяч долларов, а помнят о нем лишь завзятые поклонники сайфая.