«Субстанция» французской режиссерки Корали Фаржа уже наделала шуму на Каннском кинофестивале, а совсем недавно фильм обзавелся датой релиза в отечественном прокате: на больших экранах с 19 сентября!
Пока синефилы и другие неравнодушные зрители строят догадки обо всех гранях боди-хоррора в картине, предлагаем вам посмотреть еще восемь фильмов, близких по кровоточащему духу, — от Кроненберга до Кусамы.
Подробнее о «Субстанции» читайте в нашей рецензии.
Все артерии боди-хоррора рано или поздно приводят в объятия крестного отца жанра — Дэвида Кроненберга. При желании в «Субстанции» можно найти почтительные поклоны разным фильмам режиссера, но именно «Муха» видится основным источником вдохновения Корали Фаржа — и идейным, и стилистическим.
Культовый хоррор 80-х киноязыком жидкостей и прочих телесностей говорил о метаморфозах по принуждению. Гениальный ученый Сет (Джефф Голблюм) создал машину для телепортации, но в эксперимент вмешалось крылатое насекомое, которое тоже отправилось в путешествие в пространстве. Мутации физиологические и душевные сначала пробуждают тягу к жизни, а потом разрушают кропотливый ум. Но главное, что «Муха» — бойкий и бескомпромиссный хоррор, который одновременно пугает, вызывает омерзение и смех с черным оттенком.
Не «Субстанцией» единой: Корали Фаржа заявила о себе как о сильном игроке на поле хоррора еще дебютным фильмом «Выжившая». Режиссерка поджанр «месть за изнасилование» поженила с беззастенчивым эксплуатейшеном — вышел динамичный и крышесносный триллер, где все смешалось: стразы, кровь и песок.
Джен (Матильда Анна Ингрид Лутс) в один момент из подруги выходного дня (читай — любовницы) успешного мистера совершенство (Кевин Янссенс) превратилась в проблему, которую надо скорее устранить. Друзья мужчины мечты решили, что алкоголь размывает личные границы, а «нет» не значит «нет». Фаржа деликатно, мучительно и реалистично показывает сцену изнасилования, но совершенно не стесняется в инструментах, когда приходит время возмездия, — балом правят физические и метафорические допущения.
Жюлия Дюкурно стала каннской триумфаторкой в 2021 году — к всеобщему удивлению, жюри во главе со Спайком Ли присудило «Титану» «Золотую Пальмовую ветвь». Кажется, именно из-за нежелания повторять эффектный жест в этом году Гервиг и К о наградили «Субстанцию» лишь «Пальмой» за сценарий.
Как бы то ни было, Лазурный берег уже пропитался кровью боди-хорроров и наследием Кроненберга — Жюлия сделала ставку на «Автокатастрофу». «Титан» — энергичная и пульсирующая история об одиночестве, где человеческое тепло заменил алюминий, а отцовскую ласку — агония страшной аварии, которая изменила жизнь и личность Алексии (Агат Руссель). Повзрослев, девушка пытается примириться с телесным трансформациям и осознать метаморфозы, которые были и будут происходить внутри и снаружи. Звучит психотерапевтически, но на деле зрелище превращается в чувственный и разнузданный карнавал эмоций на крови.
Помимо телесных преобразований «Субстанция» ставит акцент на мотиве доппельгангеров и идеи лучшей версии себя. Через поиск ролевой модели и недостижимого идеала проходит и главная героиня фестивального хоррора Эдгара Райта. Приехав на учебу в Лондон, Элоиз (Томасин МакКензи) находит странный способ путешествовать во времени и пространстве — во сне она отправляется в 60-е, примеряя образ уверенной в себе и сумасшедше красивой барышни Сэнди (Аня Тейлор-Джой). Попытка стать другой женщиной, разумеется, ведет если не к очевидному провалу, то к еще большим неприятностям, а Эдгар Райт в игривой, но пугающей манере ретро-хоррора говорит о мизогинии и восприятии женского тела — в том числе через моду и тоску по эпохе, которая ушла.
Едва ли найдутся зрители старше 1995 года рождения, которые ни разу не видели культовую черную комедию Роберта Земекиса. Но именно сегодня «Смерть ей к лицу» стоит пересмотреть еще внимательнее с целью не только полюбоваться любимыми актерами, которые от души дурачатся. Пусть Мерил Стрип, Голди Хоун и Брюс Уиллис — совершенно изумительное комедийное трио, кажется, что сценарий Мартина Донована и Дэвида Кеппа еще в 1990-е очень бодро критиковал индустрию красоты и социальное положение женщин, вынужденных идти на все ради поддержания молодости.
Как и главная героиня «Субстанции», Мэдлин (Мерил Стрип) прошла зенит карьеры и вынуждена искать любые способы, чтобы удержаться на звездном олимпе. Находится чудо-эликсир, способный заставить кожу сиять, а формы — сохранять упругость, но побочные эффекты вечно прописывают мелким шрифтом.
Апологет неонового сияния на больших экранах Николас Виндинг Рефн со столь пронзительной тягой к эстетическому самовыражению не мог обойти вниманием мир моды. Красота и кровь вступают в счастливый брак на подиуме, показывая закулисную игру молодых манекенщиц. Эль Фаннинг досталась роль той самой девушки небесной красоты не от мира сего, которая способна покорить всех одним своим присутствием в комнате. Рефн тяготеет к визуальной экспрессии, и во многом «Субстанция» наследует стилю режиссера в демонстрации работы телевидения и съемок фитнес- тренировок (главная героиня в ленте Фаржа — ведущая спортивной передачи). После просмотра «Субстанции» невольно представляешь себе взрывоопасный союз героинь Эль Фаннинг и Маргарет Куэлли.
Вольная экранизация серии культовых игр студии Capcom может выглядеть чужеродно и странно в списке, но тем не менее если кто и преуспел в монструозных трансформациях под действием разного рода биологических добавок и медицинских веществ, то точно Resident Evil. За мешаниной разложившейся плоти и гнили живых мертвецов часто теряется фармакологический конфликт, который является сюжетным ядром всех фильмов и игр серии. Корпорация зла Umbrella против обывателей!
Пол Томас Андерсон в знакомую геймерам вселенную внедрил собственную героиню Элис (Милла Йовович), которая вынуждена выживать в пораженном вирусом мире, и породил одну из самых долгоиграющих кинофраншиз. Пусть «Обитель зла» далека от рассуждений о мизогинии и эксплуатации женского тела (и, в общем-то, грешит пристрастием к обнажению героинь), но где еще вы увидите столько избыточных монстров, покрытых слизью?
Постфактум складывается впечатление, что сценаристка Диабло Коди и режиссерка Карин Кусама опередили свое время: в момент выхода постмодернистский rape- revenge-триллер «Тело Дженнифер» был не понят публикой. Сегодня боди-хоррор с Меган Фокс воспринимается не только одним из самых радикальных и самобытных фильмов нулевых, но и осмысленным высказыванием о теле и телесности.
«Тело Дженнифер» жанровым языком ломает стереотипы из молодежных фильмов о девочках из группы поддержки и мальчиках, которые в них влюбляются. И показывает, как даже в крохотном комьюнити предубеждения диктуют поведение. Кривым зеркалом становится первая красотка школы, которая превращается в демона, преследующего старшеклассников-парней.