![Аутсорс](/themes/filmru_desk/img/okko/autsors-desktop.png)
На "Сына" братьев Дарденнов вы можете взять с собой даже малых детей, если для вас не невероятен сам факт наличия повода целых два часа со всех сторон разглядывать обрюзгшего дядьку в очках и потертой спецовке под аккомпанемент лязгающего железа и работающих станков. В этом случае будет вам триллер с саспенсом и интересные приключения, а ближе к финалу даже предстоит гарантированное единение семьи. Просто у приключений здесь ноги растут не из количества спецэффектов, а из эффекта качества.
Если для вас не невероятен сам факт наличия повода целых два часа со всех сторон разглядывать обрюзгшего дядьку в очках и потертой спецовке под аккомпанемент лязгающего железа и работающих станков, то на "Сына" братьев Дарденнов вы можете взять с собой даже малых детей. В этом случае будет вам триллер с саспенсом и интересные приключения, а ближе к финалу даже предстоит гарантированное единение семьи. Просто у приключений здесь ноги растут не из количества спецэффектов, а из эффекта качества.
Степень пытливости при просмотре, впрочем, может быть разная. Проще всего отделаться от этого кино, представив его достойным, увенчанным "Золотой пальмой" европейским ответом модному американскому оскаровскому номинанту "В спальне", уже шедшему на наших экранах. И там, и там вроде в обыкновенной семье убили единственного сына, и вот у прагматичных американцев отец долго мучается и потом все-таки убивает убийцу, а у гуманных европейцев отец берет убийцу на работу и потом начинает мучиться. На самом деле практически одновременное появление подобного сюжета в столь разных эстетиках и политиках, как Америка и Европа, лишь свидетельствует, что во всем Датском королевстве повсеместно опять неладно, а проблема Гамлета после Миллениума перешла от сына к отцу. Между прочим, тень отца Гамлета звали так же, и превращение вопроса "рассчитываться ли с прошлым" в вопрос "отчитываться ли перед будущим" проблему только корректирует. Американец Филд и бельгийцы Дарденны снимали об одном - как принимать решения, адекватные настоящему, как вести себя "здесь и сейчас", то есть правильно.
Пьер и Жан-Люк Дарденны начинали как документалисты, прославились как продолжатели социалистического реализма, теперь их вроде бы клонит в "Догму". Артист Оливье Гурме в фильме лежит, сидит, ходит, бегает, водит машину, ест, умывается, качает пресс, таскает железяки, распиливает доски, что-то ввинчивает-вывинчивает, перекладывает. Наблюдатель, то есть кинокамера, в каждый данный момент, однако, имеет лишь один, единственный ориентир - не хождения и железяки, а самого артиста. Изображение кажется "догматическим" просто потому, что наблюдение идет не за действиями фигуры, а только за ней самой. Вот в кадре и болтанка, и рывки, и смазанные панорамы. Но по сути это вовсе не "догматическая" констатация внешности. Во-первых, Оливье ни мгновения не бездельничает, не медитирует, тупо глядя в пространство, чтобы "мысль" была будто отдельно, нематериально - "там, внутри" - а, наоборот, он весь в сплошных материях. Во-вторых, все действия Оливье с предметами, от макания сушки в чашку до мотка веревки, снятого с гвоздя, в итоге оказываются совершенно мотивированы, "выстреливает" каждая мелочь.
За счет разницы между поведением камеры и поведением столяра возникает собственно напряжение. "Зачем смотреть". Чтобы вопрос "чем кончится" стал означать степень адекватности реакций Оливье. "Так: про моток веревки понятно: Вот, оказывается, в чем дело". В этом аспекте уже не столь важно, известно ли заранее кому-то в зрительном зале то, что до самого конца неизвестно малолетке - что пять лет назад он походя придушил ребенка вот этого дядьки в очках, своего мастера в УПК. Лучше, конечно, смотреть "вчистую", не читая данного текста, но и от осведомленности интерес не спадает. Дарденны залезли в более актуальные сферы.
"Сын" обязывает. Это, может, и оттолкнет от просмотра кое-кого, кто обеими руками признает вероятность хоббитов и джедаев, была б она только "частным случаем" или "личным мнением". Но все равно Дарденны фиксируют факт единства "себя" в каждый данный момент не на пальцах, а на примере вполне определенного Оливье, когда вообще понимать, "а что, собственно, происходит", позволяет одна его неделимость. Видя его "со стороны", зрительный зал, в отличие от камеры, все два часа догадываясь, видит его "нутро".
Конечно, пока что приходится пользоваться столь сильной ситуацией, как месть за убийство ребенка. Она слишком общая, но и это большой шаг вперед в ощущении реальности - хотя бы по сравнению с очевидным предшественником "Сына", классическим фильмом Робера Брессона "Приговоренный к смерти бежал".