Простая аудитория часто ругает кинокритиков за их оценки тех или иных фильмов — мол, насмотрятся своих Годаров с Апитчатпонами Вирасетакулами и потом почём зря поливают грязью хорошее зрительское кино. В последнее время такая риторика стала ещё популярней: нередко в комментариях можно увидеть записи в духе «ну раз критики ругают, значит, точно надо идти»
Rotten Tomatoes: 96% (8,1)
IMDB: 6,9
Пожалуй, чаще, чем в любых других жанрах, критики и зрители не сходятся во мнении относительно хорроров. Пресса любит картины со свежим взглядом, интересными концепциями и больше полагающиеся на кинематографию, нежели на банальные «бу»-эффекты. Аудитория же в своей основной массе, судя по всему, предпочитает фильмы простые и построенные по одним и тем же затёртым тропам. Концептуальные хорроры вроде It Follows, прошлогодней «Реинкарнации» или какой-нибудь «Ведьмы» они часто ругают — мол, а не страшно ведь.
Впрочем, подобные претензии можно услышать и в адрес «Хижины в лесу».
Кто прав: критики
Rotten Tomatoes: 26% (4,4)
IMDB: 7,4
В момент выхода пресса разгромила драму Ф. Гэри Грея — на RT у неё стоит рейтинг в 26% со средней оценкой 4,4. Зрители же, напротив, фильм полюбили — на IMDB его рейтинг составляет аж 7,4. Причём не сошлись они даже в деталях: критики ругают кино за то же, за что простая аудитория его хвалит. За жестокие сцены, игру Джерарда Батлера и неожиданные повороты (пресса посчитала, что они слегка натянутые).
Возможно, проблема в том, что во время релиза картины, к концу 2000-х, особый подъём переживали фильмы с так называемой torture porn (буквально «пыточное порно»), и критики, устав от однотипной эксплуатации, записали туда и «Законопослушного гражданина». Что, конечно, весьма узкий взгляд на это слегка чрезмерное, но, в общем-то, любопытное кино.
Кто прав: зрители
Rotten Tomatoes: 93% (7,2)
IMDB: 5,5
Вот тут интересный случай. Казалось бы, кому должно больше понравиться глуповатое, напичканное эффектами кино о детях, ставших супершпионами? Конечно, по всей вселенской логике, зрителям — вот только на деле вышло наоборот. «Дети шпионов» до сих пор удерживают рекордный рейтинг на RT среди всех фильмов Роберта Родригеса — с результатом во впечатляющие 93%.
Зрители же не оценили китчевость и намеренную гиперболичность детской экшен-картины и разнесли фильм ровно за то же, за что его хвалили критики. В России это ещё не так заметно (хотя и у нас «Дети шпионов» имеют не самый огромный рейтинг), зато на родине в США водораздел действительно приличный. На фоне 93% от прессы — зрительские 46% и 5,5 на IMDB.
Кто прав: критики
Rotten Tomatoes: 23% (4,3)
IMDB: 7,9
В конце нулевых, после оглушительного успеха первых фильмов Квентина Тарантино, волна его подражателей заполонила мировое кино, наполнив его однотипными попытками переиграть Квентина в остроумии и жестокости. Неудивительно, что, когда вышли «Святые из Бундока», критики нарекли её очередным тарантиновским плагиатом и выдали чудовищные 4,3 балла.
Но зрители, к счастью, разглядели в криминальной комедии Троя Даффи собственное лицо, занятные режиссёрские решения и особое, не слишком похожее на Тарантино настроение. Незаметно пройдя в прокате, «Святые из Бундока», добравшись до VHS, быстро обрели культовый статус. Вполне заслуженно.
Кто прав: зрители
Rotten Tomatoes: 33% (4,8)
IMDB: 7,7
Ныне почти культовая научно-фантастическая драма и абсолютный зрительский хит прессе в своё время совершенно не угодила: фильм обозвали глупым, а сценарий — разваливающимся на части. «Эффект бабочки» действительно не слишком ладно скроен, и при тщательном изучении обнаруживается, что сюжет его, в общем-то, шит белыми нитками.
Но даже так концепция показалась аудитории достаточно интересной, чтобы не обращать внимания на сценарные дыры. К тому же многие зрители — в отличие от критиков — смотрели фильм с изменённой режиссёрской концовкой, куда более эффектной, чем театральная.
Кто прав: скорее зрители
Rotten Tomatoes: 84% (7,8)
IMDB: 6,3
А вот и обратный случай: тоже концептуальный sci-fi, но уже пришедшийся по духу критикам и разгромленный (в основном) зрителями. В общем-то, понятно, почему вязкое, медленное и медитативное кино Джонатана Глейзера — к тому же не слишком любящее пояснять, что за чёрт в нём происходит, — не сильно срезонировало с аудиторией. Зато фильм получил культовый статус в узких кругах и до сих пор многими считается одним из самых оригинальных фантастических фильмов XXI века.
Кто прав: критики
Rotten Tomatoes: 19% (4,2)
IMDB: 7,6
Ещё один зрительский хит, разгромленный прессой — в этот раз по не совсем понятным причинам. Академическая судебная психологическая драма от дважды номинированного на «Оскар» режиссёра Алана Паркера («Миссисипи в огне», «Полуночный экспресс») и с двукратным оскаровским лауреатом Кевином Спейси в главной роли критикам показалась скучной и манипулятивной. Зрители же оказались к ней куда благосклонней — можно поспорить, что они в принципе сильнее подвержены манипуляциям (посмотрите на оценки «Призрачной красоты»), но тут аудитория всё же скорее оказалась права.
Кто прав: зрители
Rotten Tomatoes: 86% (7,3)
IMDB: 6,6
Ремейк классического американского B-movie от безумного немца Вернера Херцога, да ещё с не менее безумным Николасом Кейджем в главной роли — звучит уже достаточно дико, чтобы это захотелось посмотреть. Вот только, ожидая весёлое жанровое кино, зрители внезапно получили что-то между фестивальным артхаусом и тем самым B-movie — и не слишком оценили такие жанровые и стилистические перепады. Но критики, конечно, лучше знали, на что идут (и чего ждать от Херцога), и им итог этой авантюры понравился куда как больше.
Кто прав: критики
Rotten Tomatoes: 28% (4,3)
IMDB: 6,9
У экранизаций видеоигр, как известно, отношения с прессой не ладятся — по правде говоря, в большинстве случаев и зрители не находят в них ничего хорошего. «Варкрафт» в этом плане исключение: разгромленный прессой в пух и прах за неспособность объяснить устройство мира и излишнюю сумбурность, он отлично «зашёл» тем, кто с оригинальной историей и вселенной игры от Blizzard уже был знаком.
Оно и понятно: режиссёр Дункан Джонс («Луна 2112», «Исходный код») снимал, по сути, огромное фанатское кино, не слишком заботясь о тех, кто о мире «Варкрафта» ничего не знает. Такой метод, конечно, был обречён на низкие рейтинги прессы, но Джонса за него стоит похвалить. В отличие от прочих попыток перенести игры на экран, его фильм не пытается усидеть на двух стульях, одновременно порадовать фанатов и привлечь новую аудиторию. Он бьёт точно — по тем, кто фильм больше всего и ждал. И потому тёплый зрительский приём вполне справедлив.
Кто прав: зрители
Rotten Tomatoes: 38% (4,8)
IMDB: 7,5
Ещё один (и последний на сегодня) фильм, павший жертвой слишком широких тенденций. Вышедший в начале 2000-х «Эквилибриум» идеально вписался в ряд экшен-фильмов «а-ля “Матрица”», предельно серьёзных и несколько претенциозных. Критики, собственно, за это его и разнесли — мол, глупый, а лицо делает сложное, как будто новый Джордж Оруэлл и Олдос Хаксли в одном флаконе.
Зрителей это смутило не так сильно, зато восхитила потрясающая хореография «Эквилибриума» и сеттинг, навеянный одновременно сотнями других антиутопий, в частности «451 градус по Фаренгейту» Брэдбери. И хотя фильм и правда порой принимает себя слишком всерьёз, стоит согласиться с аудиторией — смотреть его как минимум весело, и в качестве изобретательного кэмпового экшен-фильма «Эквилибриум» сохранился прекрасно.
Кто прав: зрители