Эффектный, но чрезмерно мрачный и недостаточно захватывающий первый сезон приключений каннибала Ганнибала и агентов ФБР
Агент ФБР Уилл Грэм (Хью Дэнси) обладает уникальным даром. Он так хорошо понимает и чувствует людей, что, придя на место преступления, может поставить себя на место убийцы и узнать, как злодей действовал и что он при этом чувствовал. Погружение в сознание маньяков тяжело сказывается на его психике, но старший агент Джек Кроуфорд (Лоуренс Фишберн) продолжает привлекать Грэма к расследованию самых жестоких преступлений. Во время операции против маньяка, убивающего старшеклассниц, ФБР привлекает в качестве консультанта психиатра Ганнибала Лектера (Мадс Миккельсен), который вскоре становится постоянным помощником Грэма и Кроуфорда. Следователи даже не подозревают, что работают с хладнокровным и расчетливым каннибалом.
Чем уникален главный герой «Молчания ягнят»? Тем, что он смертельно опасен, хотя сидит в камере-одиночке под постоянным наблюдением. Он настолько умен, изобретателен и безжалостен, что разговор с ним страшнее перестрелки с обычным преступником. Это превосходная концепция как для фильма, так и для сериала. Брайан Фуллер, однако, решил приберечь ее для поздних сезонов «Ганнибала», телеверсии похождений героя книг Томаса Харриса. Наглый ход – ведь ни один сериал Фуллера («Мертвые, как я», «Мертвые до востребования») не прожил дольше двух сезонов. И, судя по рейтингам «Ганнибала», он эту традицию не прервет (сериал продлили на второй сезон, но это было весьма неочевидное решение).
Впрочем, не будем гадать. Лучше присмотримся к первому сезону, в котором Лектер водит ФБР за нос, а сценаристы изощряются в придумывании зашкаливающе изощренных убийств, в сравнении с которыми зверства маньяков из сериала «Мыслить как преступник» кажутся детскими шалостями. К сожалению, расследование преступлений в «Ганнибале» постоянно оттесняется в сторону тайными играми Лектера с Грэмом. Эти игры составляют основу сериала, но они не так драматичны, как могли бы быть, потому что сыщик даже не подозревает, что коллега, врач и друг роет ему яму и медленно сводит его с ума. Основа драмы – это конфликт. А где тут конфликт? Где противостояние? С тем же успехом Фуллер мог бы показать, как Лектер 13 серий подряд колотит Грэма по голове бейсбольной битой. Да, манипуляции маньяка занимательны, потому что они хитроумны. Но война всегда интереснее расправы.
Чтобы скрыть драматическую слабость в сердце первого сезона, Фуллер пустился во все тяжкие. Садистские преступления, редкие психические расстройства, пижонская домашняя кулинария Лектера («Могу вас уверить, здесь нет ничего вегетарианского!»), сюрные кошмары Грэма, несколько привлекательных женщин во второстепенных ролях, включая Джиллиан Андерсон в образе психиатра Ганнибала… И даже щенячьи глаза Дэнси, которые подчеркивает свора собак, живущих у Грэма. Как и в своих предыдущих шоу, Фуллер создал броский и причудливый мир. Но в «Ганнибале» нет теплоты, душевности и юмора ни одних, ни других «Мертвых». Это бесконечно мрачное, давящее зрелище, которое вгоняет в депрессию и предлагает восхищаться бессердечным и абсолютно свободным в своих действиях маньяком. При этом Миккельсен лишен львиной доли того обаяния, которое излучал Энтони Хопкинс. От Лектера в «Ганнибале» веет холодом. Как и от сериала в целом.