В гораздо большей степени нацеленный на сердце, нежели на разум сериал рассказывает не столько о буднях и подвигах разведчиков, сколько о тяжести тайн, давлении секретов и пороках двойной жизни
Романтично настроенный молодой человек по имени Дэнни, однажды возвращаясь утром с клубной вечеринки домой, встречает на набережной Темзы симпатичного Алекса. Между молодыми людьми проскакивает искра, они договариваются встретиться, и их интерес друг к другу постепенно перерастает во влюбленность. Дэнни почти ничего не знает об Алексе, и его пьянит загадочность, молчаливость и отстраненность партнера, однако внезапно Алекс исчезает, заставляя Дэнни напрячь все свои силы, чтобы разобраться в причинах разрыва. Открывшаяся тайна превращается для молодого повесы в тяжелейшую ношу: Алекс – сотрудник британской разведки, занимавшийся секретным научным изысканием. Теперь он убит, а всех собак МИ6 желает спустить на ни в чем не повинного Дэнни.
Даже поверхностный взгляд на новый сериал британского ВВС «Лондонский шпион» может и должен привлечь внимание завзятого сериаломана – во-первых, он «населен» блистательными актерами, а во-вторых, у него есть достаточно увлекательная реальная подложка, способная даже ярых гомофобов поерзать у экрана в ожидании развязки. Да, о том, что главные герои – однополые любовники, лучше предупредить зрителя заранее. Пусть шоу и не слишком перегибает с откровенными сценами, не всякий может воспринимать адекватно даже романтические разговоры о любви двух мужчин, коих в шоу как раз в избытке.
А начать стоит все-таки с источника идеи для сериала, пусть и сильно видоизмененного. Хоть авторы это особо и не афишируют, но только слепой не заметит сходство сюжетных поворотов с таинственной смертью сотрудника британской разведки Гарета Уильямса в августе 2010 года. 31-летний разведчик был тогда найден в служебной квартире в центре Лондона при весьма загадочных обстоятельствах – его тело без следов насилия находилось упакованным в большую спортивную сумку, стоящую в ванне. Расследование на себя взяла МИ6, и его результаты многим показались не то что неудовлетворительными, а откровенно издевательскими – коллеги будто бы не хотели докопаться до истины, а уничтожали остатки следов и улик. В качестве основной версии смерти руководители мертвого шпиона выдвинули самоубийство по неосторожности – мужчина якобы сам себя закрыл в сумку во время сексуальных игр, а затем не смог выбраться и задохнулся.
Независимое журналистское расследование, впрочем, многие выводы поставило под сомнение. Кроме того, выяснилось, что Уильямс был не просто специалистом по проникновению (попросту взломщиком), как то пыталась представить разведка, молодой человек работал над секретными информационными технологиями, связанными с отслеживанием денежных потоков, и якобы был близок к тому, чтобы разоблачить русскую мафию (и тут не обошлось без нас), переправляющую в Британию миллионы «грязных» долларов и фунтов стерлингов. Не исключают журналисты и варианта с внутренним конфликтом МИ6, возможно, в Уильямсе подозревали «крота».
Впрочем, давайте вернемся к сериалу. Создатели «Лондонского шпиона» с энтузиазмом приняли версию разведки о том, что их сотрудник был геем, имел страсть к мазохизму и ролевым играм, а также не был слишком разборчив в выборе партнеров – именно отсюда «растут ноги» сюжета шоу. Причем многим, наверное, хотелось бы, чтобы при всей своей неприкрытой гомосексуальности сериал еще и являлся бы захватывающим шпионским триллером, но тут мы вас вынуждены огорчить. Это далеко не Бонд, не Борн и даже не «Ошибка резидента». По настроению «Шпион» ближе к произведениям ЛеКарре, с одной поправкой – будь они написаны женщиной. Да, «Лондонский шпион» не порадует перестрелками и погонями, это «кабинетный детектив» (в данном случае правильнее написать «будуарный») с минимумом экшена, но с массой разговоров, размышлений и эмоций.
Эмоции вообще главное в этом сериале, и тут нужно вернуться к главному герою, роль которого исполнил Бен Уишоу. Если вы рассчитывали, что флеминговский Кью возьмет в руки какое-то из своих изобретений и пойдет «мочить» врагов Ее Величества, остыньте – оружие Уишоу в «Шпионе» прячется в его щенячьих глазках, тщедушном тельце и дрожащем голосе. Его Дэнни – идеальный романтик, сталкивающийся с суровой реальностью жизни. И убийство любимого человека – лишь первый кирпичик стены самосохранения, начавшей разрушаться. Дальше Дэнни станет предметом пристального внимания журналистов, полиции, спецслужб. Все, от чего молодой человек дистанцировался всю жизнь, вдруг заглатывает его целиком без остатка, и сохранить здравый рассудок в таких условиях непросто.
Пусть сюжетно сериал и не хватает с неба звезд – разработка Алекса, например, выглядит нелепо, а то, как он ее спрятал, и вовсе смешно, – но берет «Шпион» не этим, а своей чувственностью. Дэнни приходится пройти все круги ада, чтобы остаться самим собой. Его окружают циничные люди, способные сеять смерть, а этот молодой человек остается чистым даже в таком окружении, вооружившись невидимым оружием – любовью. Несколько жаль, что кино такой эмоциональной глубины опирается на связь двух мужчин, большинством порицаемую, но если абстрагироваться от деталей, то внутренняя красота Дэнни не скроется от ваших глаз. Как и кинематографическая красота сериала – притягательного, мрачного до непроглядной густоты, порочного, но при этом странно жизнеутверждающего.