Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Обзоры

Лицо со шрамом

«В какой-то степени Гарри Поттер всегда будет моей определяющей ролью. Но надеюсь, что в той же степени, что и роль Хана Соло для Харрисона Форда», – говорил в прошлом году Дэниэл Рэдклифф

Добавить в закладки
Лицо со шрамом

А позывы в душе Рэдклиффа наверняка бушуют. Тот же Харрисон Форд давным-давно не Хан Соло и даже не Индиана Джонс: его имя – вполне самостоятельный тэглайн. Рэдклиффу до этого уровня еще работать и работать, благо ему всего 28. И актер выкладывается по полной, выбирая себе подчас самые неожиданные образы. О них и поговорим.

Слепые лошади

Дэниел предпримет множество попыток, хороших и разных, для смены амплуа, но сейчас – 2008-й. Поттериана закончится только через три года, однако сейчас актера не окружают камеры. Впереди Рэдклиффа ждет много разных наград и номинаций, но сейчас он выдает, возможно, свой лучший перформанс. Правда, число тех, кто смог его оценить, гораздо скромнее, чем количество фанатов Гарри Поттера.

В тот год Дэниэл сыграл роль Алана в скандально известной пьесе Питера Шеффера «Эквус» о молодом конюхе, ослепившем шесть лошадей. К очень непростому персонажу в довесок шел особый вызов: пьеса содержит одну из самых продолжительных ню-сцен, так что в течение весьма приличного количества времени Рэдклифф находился на сцене в чем мать родила. Не каждый актер такое потянет. Именно роль Алана во многом закалила Дэниэла: до этого он был просто юношей, который спокойно чувствует себя перед камерой и которому идут круглые очки. В «Эквусе» все было гораздо серьезнее, тем более что это театр: никаких хлопушек, никаких …and cut, никаких провальных дублей, которые можно поставить на титрах. «В таких пьесах, как “Эквус”, играют только в том случае, если действительно хотят стать актером», – годы спустя заметит Рэдклифф.

Готика, поэзия и убийства

Поттериана закончилась в 2011-м, и первым шагом в сторону от образа, на котором вместе с Рэдклиффом выросло целое поколение, стала «Женщина в черном». Картина представляла собой бюджетный ремейк классического телефильма 1989 года. Дэниэл доказал уже перед камерой, что способен играть за пределами Хогвартса в непривычных жанровых рамках, а сам фильм катался в бокс-офисе как сыр в масле, немного не дойдя до отметки в 130 миллионов долларов (при бюджете в 17 млн.).

Кадр из фильма "Женщина в черном"

За промозглыми британскими ужасами последовала еще одна сложная работа – роль Аллена Гинзберга в «Убей своих любимых». В фильме речь шла о событиях, описанных в совместном романе Джека Керуака и Уильяма Берроуза «И бегемоты сварились в своих бассейнах»: любовь, битники, писательство и убийство. Убийство вообще важный мотиватор для бит-поколения: оно сделало писателя из Гинзберга (о чем и повествует кинолента), непредумышленное же убийство жены сформировало и Берроуза (никогда не играйте в Вильгельма Телля на пьяную голову). Рэдклифф должен был не только «потянуть» роль реального человека, но и донести до зрителя полупрозрачные и эфемерные оттенки эмоций уязвимости, недосказанности, скрытых чувств. У него с ДеХааном вышел отменный дуэт, крепко-накрепко захватывающий внимание: актеры создали то, что называют словом «химия». Химия получила положительные оценки от самых разных критиков; недовольные же картиной в своих рецензиях метали шпильки не в бывшего Гарри Поттера, а в сюжетные нестыковки.

Кадр из фильма "Убей своих любимых"

Как мы уже знаем, Рэдклифф на роли волшебника сколотил приличное состояние, но не стремился пускать его по ветру, а, как хороший сын, отдал маме. У Марсии Грэшем, матери Дэниела, с деловой хваткой все в порядке, и она убедилась, чтобы у родной кровинушки всегда была достойная крыша над головой, а также грамотно вложила финансы сына. Поэтому Рэдклифф мог спокойно выбирать себе именно те роли, которые заявляли бы о нем как об актере, а не по принципу «вот этот проект хайповый, а тут нужно сняться для друзей». Предпочтение британец отдавал независимым, мало- и среднебюджетным лентам. Такой же была и следующая его картина – «Рога».

Литературный первоисточник вышел в 2010 году из-под пера (читай: лэптопа) Джо Хилла. Для тех, кто прошел мимо: не ведитесь на фамилию, это родной сын Стивена Кинга, которому талант мастерить лихие истории, по всей видимости, перешел по наследству. Роман получил хорошие отзывы от литературных критиков и рядовых читателей, даже номинировался на премию Брэма Стокера. Поэтому интерес к экранизации со стороны французского хоррор-мастера Александра Ажа вполне закономерен.

Кадр из фильма "Рога"

В «Рогах» Рэдклиффу снова предстояло сыграть персонажа, напрямую связанного с мистическими силами, но с более серьезным замутом: никакого квиддича, совушек и экспекто патронум! Картина рассказывает историю молодого парня по имени Иг с брутальной фамилией Перриш (по произношению она созвучна со словом perish – погибель). Иг никак не может забыть почившую возлюбленную Мэррин, и печаль его не тонет ни в женских объятиях, ни на дне бутылки. Какое-то время Перриша подозревали в убийстве Мэррин, и в глазах соседей персонаж Рэдклиффа так и остался избежавшим правосудия душегубом. Как-то раз, хлебнув лишнего, Иг отдает всего себя богохульству, а утром получает воздаяние: беспощадное похмелье и растущие со скоростью бамбука рога. Вместе с ними приходят и паранормальные способности: традиционно считающиеся дьявольскими животные питают к молодому человеку слабость, а люди вокруг Ига перестают контролировать себя, выдавая все сокровенные мысли и желания.

Та естественность, с которой Дэниэл в образе Ига таскается по темным улицам в кожаной куртке и наливается праведным гневом, позволяет вскорости забыть о призраке Гарри Поттера, неотступно следующим за актером. Это уже не мальчик-волшебник, но мужчина. Вместе с развитием протагониста исчезают и типичные атрибуты Рэдклиффа-Поттера: уязвимость, нерешительность, аура зубрилы. А незнакомые и оттого такие притягательные черты, наоборот, проступают все отчетливей.

Шафл

Нет, это не про танец. Рэдклифф больше специализируется на рэпе. В данном случае имеется в виду кнопка, которую вы нажимаете, чтобы добавленные в плеер композиции играли вразнобой. То же самое герой сегодняшнего диалога сделал с жанрами и образами. Это не значит, что он выбирал наобум, отнюдь, но поэкспериментировал знатно.

В 2015-м выходят три фильма с участием Рэдклиффа, и все радикально друг от друга отличаются. Сначала в прокате появился ромком «Дружба и никакого секса?» от режиссера «Вышибалы» Майкла Дауса. Дэниэл вновь выбрал персонажа с глубоким надломом: Уоллес только что расстался с девушкой, узнав о ее измене, и вдруг находит Святой Грааль, материализовавшийся в блондинке по имени Шантри, которая, как назло, занята. Дружба с девушкой всей жизни – именно такой вызов принимает Уоллес. Во всяком случае, поначалу. Картина получила стопку позитивных ревью, растопив сердца критиков рядом трогательных сцен, хотя и без прямолинейных ситуативных гэгов и бледно-пошлых фраз, которые Даус очень уважает, не обошлось.

Кадр из фильма "Дружба и никакого секса?"

Рэдклифф отлично смотрится в кадре в паре с Зои Казан, но радужный сарафан едва ли является следствием какой-то сверхъестественной актерской игры. Со стороны Дэниэла стоит отметить в первую очередь реакции и телодвижения: они достаточно сильно контрастируют с тем, что можно было видеть раньше, и наверняка позаимствованы из обычной жизни.

Следующей работой для «выпускника Гриффиндора» стал телевизионный байопик «Переломный момент», посвященный одиозной личности Джека Томпсона (в исполнении Билла Пэкстона), заклятого врага жестоких видеоигр вообще и культовой GTA San Andreas в частности. Рэдклифф сыграл президента Rockstar (компании, выпустившей GTA SA) Сэма Хаузера. Проект пусть и ТВ-шный, зато добавил свежих плюсов в копилку Дэниэла. Новое амплуа, новый жанр и великолепный актерский дуэт, передающий все напряжение между двумя реальными личностями. Гарантированное удовольствие для тех, кто интересуется закулисами игростроя и не зевает на докудрамах.

Кадр из фильма «Переломный момент»

Наконец, третья работа – роль Игоря в «Викторе Франкенштейне» Пола МакГигана, подуставшего от вереницы сериальных постановок. Кинолента предлагает посмотреть всем известную историю глазами слуги знаменитого ученого. В сюжетном и диалоговом плане очередное переосмысление труда Мэри Шелли не выдает чего-то радикально нового, зато заарканивает глаз внешними атрибутами, и если Рэдклифф хотел поработать именно над образностью, то эксперимент удался. Чего не скажешь о бокс-офисе: кассовая история «Виктора Франкенштейна» по своей трагичности вполне может посоперничать с книжным оригиналом.

Кадр из фильма "Виктор Франкенштейн"

В следующем году Дэниэл продолжил примерять на себя нестандартных персонажей, явившись зрителям в самых неожиданных ипостасях. Тут важна даже роль в «Иллюзии обмана 2» – затрапезной приключенческой ленте, сюжетные повороты которой двигаются за счет непрочной рыболовной лески. Тоненькой такой, на пескариков. Рэдклифф предстал в личине антагониста по имени Уолтер Мэбри, но главное в нем не экранное время, а максимальная непохожесть Уолтера ни на Поттера, ни на кого-либо из своих прошлых персонажей.

Кадр из фильма "Иллюзия обмана 2"

Из триллера «Абсолютная власть» шедевра также не получилось, но было достаточно интересно понаблюдать за метаморфозами главного героя. Дэниэл вернулся к образу физически и морально уязвимого гика. Нэйт трудится в ФБР, но по характеру его работа полностью офисная. Волею судьбы (и кулуарных интриг) его внедряют в банду неонацистов, чтобы предотвратить теракт. Динамика и острота сюжетной линии требуют от зрителя регулярной подпитки в виде крепкого кофе, однако, согласитесь, обритый наголо и зигующий Рэдклифф, разрывающийся между чувством долга и сочувствием ребятишкам-изгоям (в неонацисты идут не от хорошей жизни), – это любопытно.

Кадр из фильма "Человек – швейцарский нож"

А вот следующий проект оставил в замешательстве практически всех! Похоже, мир до сих пор не выработал однозначной позиции по фильму «Человек – швейцарский нож». Одни ругаются на идиотские шутки и жанровый винегрет, другие хвалят за трогательность, разносторонность и бредовый, но незабываемый образ, за который как раз отвечал Рэдклифф. В фильме он сыграл труп по имени Мэнни, который спасает жизнь попавшему на необитаемый остров Хэнку (в исполнении Пола Дано). От мертвеца, оказывается, пользы гораздо больше, чем от живого: Мэнни может снабжать пресной водой, работать моторной (читай: газовой) лодкой, умеет пальцами высекать искры для костра, а его член указывает на север покруче любого компаса. Роль у Рэдклиффа не просто сложная, а шизофренически нетривиальная: нужно не только изобразить беспрецедентного персонажа, но и чутко реагировать на пальцы режиссеров Дэна Квана и Дэниэла Шайнерта, которые крутят жанрами на манер кубика Рубика.

Что дальше?

Несмотря на обилие разнообразных образов, устойчивый шлейф аромата Harry Potter pour homme следует за Рэдклиффом из одной студии в другую. Первая роль до сих пор обыгрывается в заголовках новостей в киноизданиях. Сам актер пока признаков раздражения не подает: много улыбается, с удовольствием отвечает на вопросы о волшебниках и маглах, порой искренне увлекается разговором. Но возвращаться во франшизу вежливо отказывается. Свои ближайшие планы Дэниэл характеризует просто: «продолжать играть». Кроме того, Рэдклифф уже поглядывает на кресло с надписью Director, в идеале – хочет снимать по собственным сценариям.

В этом году у него уже вышла новая экранизация пьесы «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», а в следующем месяце можно будет полюбоваться на результат тягот и лишений актера в приключенческом триллере «Джунгли», который поставил неуемный австралиец Грег МакЛин, известный прежде всего по слэшер-франшизе «Волчья яма» и социально-хулиганской картине «Эксперимент “Белко”» (в последний момент переименованной у нас в «Эксперимент “Офис”»). Почти все интервью с Рэдклиффом, взятые во второй половине прошлого года, обнажали шок и переживания авторов о здоровье актера. Дэниэл и раньше был субтильным, но для подготовки к роли Йосси Гинсберга просто заморил себя голодом. Его ежедневный рацион состоял из куриной грудки, протеинового батончика, кофе и сигарет (лайк от Кристиана Бэйла).

Кадр из фильма «Джунгли»

В обозримом будущем Рэдклифф продолжит эксперименты с образами: комедия «Молодые американцы», роль молодого инженера в драме «Бруклинский мост», триллер о журналисте и якудза «Полиция Токио». Если вы видели хотя бы треть из упомянутых в статье лент, то прекрасно осведомлены: как актер Дэниэл Рэдклифф состоялся и свою разноплановость доказал в кадре. А вот вопрос, сколько потребуется ролей, чтобы люди перестали ассоциировать его с Гарри Поттером, остается открытым. Потребуется ли для этого новая франшиза? Или нужно сняться в ультракультовом фильме? И так как с качеством у актера все отлично, условно договоримся, что вопрос в количестве.

Текст: Максим Бугулов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?