«В какой-то степени Гарри Поттер всегда будет моей определяющей ролью. Но надеюсь, что в той же степени, что и роль Хана Соло для Харрисона Форда», – говорил в прошлом году Дэниэл Рэдклифф
«В какой-то степени Гарри Поттер всегда будет моей определяющей ролью. Но надеюсь, что в той же степени, что и роль Хана Соло для Харрисона Форда», – говорил в прошлом году Дэниэл Рэдклифф. Не поспоришь: Гарри Поттер – роль мечты. Она не только осчастливила совсем юного мальчугана (и его родителей), но и стала культовой: франшиза о волшебнике в очках суммарно набрала 7,7 миллиардов долларов. Рэдклифф же получил от нее не только бесценный опыт, но и до неприличия солидный финансовый капитал. Благодаря последнему Дэниэл мог не беспокоиться о пропитании и выбирать проекты, опираясь исключительно на собственные творческие позывы.
А позывы в душе Рэдклиффа наверняка бушуют. Тот же Харрисон Форд давным-давно не Хан Соло и даже не Индиана Джонс: его имя – вполне самостоятельный тэглайн. Рэдклиффу до этого уровня еще работать и работать, благо ему всего 28. И актер выкладывается по полной, выбирая себе подчас самые неожиданные образы. О них и поговорим.
Слепые лошади
Дэниел предпримет множество попыток, хороших и разных, для смены амплуа, но сейчас – 2008-й. Поттериана закончится только через три года, однако сейчас актера не окружают камеры. Впереди Рэдклиффа ждет много разных наград и номинаций, но сейчас он выдает, возможно, свой лучший перформанс. Правда, число тех, кто смог его оценить, гораздо скромнее, чем количество фанатов Гарри Поттера.
В тот год Дэниэл сыграл роль Алана в скандально известной пьесе Питера Шеффера «Эквус» о молодом конюхе, ослепившем шесть лошадей. К очень непростому персонажу в довесок шел особый вызов: пьеса содержит одну из самых продолжительных ню-сцен, так что в течение весьма приличного количества времени Рэдклифф находился на сцене в чем мать родила. Не каждый актер такое потянет. Именно роль Алана во многом закалила Дэниэла: до этого он был просто юношей, который спокойно чувствует себя перед камерой и которому идут круглые очки. В «Эквусе» все было гораздо серьезнее, тем более что это театр: никаких хлопушек, никаких …and cut, никаких провальных дублей, которые можно поставить на титрах. «В таких пьесах, как “Эквус”, играют только в том случае, если действительно хотят стать актером», – годы спустя заметит Рэдклифф.
Готика, поэзия и убийства
Поттериана закончилась в 2011-м, и первым шагом в сторону от образа, на котором вместе с Рэдклиффом выросло целое поколение, стала «Женщина в черном». Картина представляла собой бюджетный ремейк классического телефильма 1989 года. Дэниэл доказал уже перед камерой, что способен играть за пределами Хогвартса в непривычных жанровых рамках, а сам фильм катался в бокс-офисе как сыр в масле, немного не дойдя до отметки в 130 миллионов долларов (при бюджете в 17 млн.).
За промозглыми британскими ужасами последовала еще одна сложная работа – роль Аллена Гинзберга в «Убей своих любимых». В фильме речь шла о событиях, описанных в совместном романе Джека Керуака и Уильяма Берроуза «И бегемоты сварились в своих бассейнах»: любовь, битники, писательство и убийство. Убийство вообще важный мотиватор для бит-поколения: оно сделало писателя из Гинзберга (о чем и повествует кинолента), непредумышленное же убийство жены сформировало и Берроуза (никогда не играйте в Вильгельма Телля на пьяную голову). Рэдклифф должен был не только «потянуть» роль реального человека, но и донести до зрителя полупрозрачные и эфемерные оттенки эмоций уязвимости, недосказанности, скрытых чувств. У него с ДеХааном вышел отменный дуэт, крепко-накрепко захватывающий внимание: актеры создали то, что называют словом «химия». Химия получила положительные оценки от самых разных критиков; недовольные же картиной в своих рецензиях метали шпильки не в бывшего Гарри Поттера, а в сюжетные нестыковки.
Как мы уже знаем, Рэдклифф на роли волшебника сколотил приличное состояние, но не стремился пускать его по ветру, а, как хороший сын, отдал маме. У Марсии Грэшем, матери Дэниела, с деловой хваткой все в порядке, и она убедилась, чтобы у родной кровинушки всегда была достойная крыша над головой, а также грамотно вложила финансы сына. Поэтому Рэдклифф мог спокойно выбирать себе именно те роли, которые заявляли бы о нем как об актере, а не по принципу «вот этот проект хайповый, а тут нужно сняться для друзей». Предпочтение британец отдавал независимым, мало- и среднебюджетным лентам. Такой же была и следующая его картина – «Рога».
Литературный первоисточник вышел в 2010 году из-под пера (читай: лэптопа) Джо Хилла. Для тех, кто прошел мимо: не ведитесь на фамилию, это родной сын Стивена Кинга, которому талант мастерить лихие истории, по всей видимости, перешел по наследству. Роман получил хорошие отзывы от литературных критиков и рядовых читателей, даже номинировался на премию Брэма Стокера. Поэтому интерес к экранизации со стороны французского хоррор-мастера Александра Ажа вполне закономерен.
В «Рогах» Рэдклиффу снова предстояло сыграть персонажа, напрямую связанного с мистическими силами, но с более серьезным замутом: никакого квиддича, совушек и экспекто патронум! Картина рассказывает историю молодого парня по имени Иг с брутальной фамилией Перриш (по произношению она созвучна со словом perish – погибель). Иг никак не может забыть почившую возлюбленную Мэррин, и печаль его не тонет ни в женских объятиях, ни на дне бутылки. Какое-то время Перриша подозревали в убийстве Мэррин, и в глазах соседей персонаж Рэдклиффа так и остался избежавшим правосудия душегубом. Как-то раз, хлебнув лишнего, Иг отдает всего себя богохульству, а утром получает воздаяние: беспощадное похмелье и растущие со скоростью бамбука рога. Вместе с ними приходят и паранормальные способности: традиционно считающиеся дьявольскими животные питают к молодому человеку слабость, а люди вокруг Ига перестают контролировать себя, выдавая все сокровенные мысли и желания.
Та естественность, с которой Дэниэл в образе Ига таскается по темным улицам в кожаной куртке и наливается праведным гневом, позволяет вскорости забыть о призраке Гарри Поттера, неотступно следующим за актером. Это уже не мальчик-волшебник, но мужчина. Вместе с развитием протагониста исчезают и типичные атрибуты Рэдклиффа-Поттера: уязвимость, нерешительность, аура зубрилы. А незнакомые и оттого такие притягательные черты, наоборот, проступают все отчетливей.
Шафл
Нет, это не про танец. Рэдклифф больше специализируется на рэпе. В данном случае имеется в виду кнопка, которую вы нажимаете, чтобы добавленные в плеер композиции играли вразнобой. То же самое герой сегодняшнего диалога сделал с жанрами и образами. Это не значит, что он выбирал наобум, отнюдь, но поэкспериментировал знатно.
В 2015-м выходят три фильма с участием Рэдклиффа, и все радикально друг от друга отличаются. Сначала в прокате появился ромком «Дружба и никакого секса?» от режиссера «Вышибалы» Майкла Дауса. Дэниэл вновь выбрал персонажа с глубоким надломом: Уоллес только что расстался с девушкой, узнав о ее измене, и вдруг находит Святой Грааль, материализовавшийся в блондинке по имени Шантри, которая, как назло, занята. Дружба с девушкой всей жизни – именно такой вызов принимает Уоллес. Во всяком случае, поначалу. Картина получила стопку позитивных ревью, растопив сердца критиков рядом трогательных сцен, хотя и без прямолинейных ситуативных гэгов и бледно-пошлых фраз, которые Даус очень уважает, не обошлось.
Рэдклифф отлично смотрится в кадре в паре с Зои Казан, но радужный сарафан едва ли является следствием какой-то сверхъестественной актерской игры. Со стороны Дэниэла стоит отметить в первую очередь реакции и телодвижения: они достаточно сильно контрастируют с тем, что можно было видеть раньше, и наверняка позаимствованы из обычной жизни.
Следующей работой для «выпускника Гриффиндора» стал телевизионный байопик «Переломный момент», посвященный одиозной личности Джека Томпсона (в исполнении Билла Пэкстона), заклятого врага жестоких видеоигр вообще и культовой GTA San Andreas в частности. Рэдклифф сыграл президента Rockstar (компании, выпустившей GTA SA) Сэма Хаузера. Проект пусть и ТВ-шный, зато добавил свежих плюсов в копилку Дэниэла. Новое амплуа, новый жанр и великолепный актерский дуэт, передающий все напряжение между двумя реальными личностями. Гарантированное удовольствие для тех, кто интересуется закулисами игростроя и не зевает на докудрамах.
Наконец, третья работа – роль Игоря в «Викторе Франкенштейне» Пола МакГигана, подуставшего от вереницы сериальных постановок. Кинолента предлагает посмотреть всем известную историю глазами слуги знаменитого ученого. В сюжетном и диалоговом плане очередное переосмысление труда Мэри Шелли не выдает чего-то радикально нового, зато заарканивает глаз внешними атрибутами, и если Рэдклифф хотел поработать именно над образностью, то эксперимент удался. Чего не скажешь о бокс-офисе: кассовая история «Виктора Франкенштейна» по своей трагичности вполне может посоперничать с книжным оригиналом.
В следующем году Дэниэл продолжил примерять на себя нестандартных персонажей, явившись зрителям в самых неожиданных ипостасях. Тут важна даже роль в «Иллюзии обмана 2» – затрапезной приключенческой ленте, сюжетные повороты которой двигаются за счет непрочной рыболовной лески. Тоненькой такой, на пескариков. Рэдклифф предстал в личине антагониста по имени Уолтер Мэбри, но главное в нем не экранное время, а максимальная непохожесть Уолтера ни на Поттера, ни на кого-либо из своих прошлых персонажей.
Из триллера «Абсолютная власть» шедевра также не получилось, но было достаточно интересно понаблюдать за метаморфозами главного героя. Дэниэл вернулся к образу физически и морально уязвимого гика. Нэйт трудится в ФБР, но по характеру его работа полностью офисная. Волею судьбы (и кулуарных интриг) его внедряют в банду неонацистов, чтобы предотвратить теракт. Динамика и острота сюжетной линии требуют от зрителя регулярной подпитки в виде крепкого кофе, однако, согласитесь, обритый наголо и зигующий Рэдклифф, разрывающийся между чувством долга и сочувствием ребятишкам-изгоям (в неонацисты идут не от хорошей жизни), – это любопытно.
А вот следующий проект оставил в замешательстве практически всех! Похоже, мир до сих пор не выработал однозначной позиции по фильму «Человек – швейцарский нож». Одни ругаются на идиотские шутки и жанровый винегрет, другие хвалят за трогательность, разносторонность и бредовый, но незабываемый образ, за который как раз отвечал Рэдклифф. В фильме он сыграл труп по имени Мэнни, который спасает жизнь попавшему на необитаемый остров Хэнку (в исполнении Пола Дано). От мертвеца, оказывается, пользы гораздо больше, чем от живого: Мэнни может снабжать пресной водой, работать моторной (читай: газовой) лодкой, умеет пальцами высекать искры для костра, а его член указывает на север покруче любого компаса. Роль у Рэдклиффа не просто сложная, а шизофренически нетривиальная: нужно не только изобразить беспрецедентного персонажа, но и чутко реагировать на пальцы режиссеров Дэна Квана и Дэниэла Шайнерта, которые крутят жанрами на манер кубика Рубика.
Что дальше?
Несмотря на обилие разнообразных образов, устойчивый шлейф аромата Harry Potter pour homme следует за Рэдклиффом из одной студии в другую. Первая роль до сих пор обыгрывается в заголовках новостей в киноизданиях. Сам актер пока признаков раздражения не подает: много улыбается, с удовольствием отвечает на вопросы о волшебниках и маглах, порой искренне увлекается разговором. Но возвращаться во франшизу вежливо отказывается. Свои ближайшие планы Дэниэл характеризует просто: «продолжать играть». Кроме того, Рэдклифф уже поглядывает на кресло с надписью Director, в идеале – хочет снимать по собственным сценариям.
В этом году у него уже вышла новая экранизация пьесы «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», а в следующем месяце можно будет полюбоваться на результат тягот и лишений актера в приключенческом триллере «Джунгли», который поставил неуемный австралиец Грег МакЛин, известный прежде всего по слэшер-франшизе «Волчья яма» и социально-хулиганской картине «Эксперимент “Белко”» (в последний момент переименованной у нас в «Эксперимент “Офис”»). Почти все интервью с Рэдклиффом, взятые во второй половине прошлого года, обнажали шок и переживания авторов о здоровье актера. Дэниэл и раньше был субтильным, но для подготовки к роли Йосси Гинсберга просто заморил себя голодом. Его ежедневный рацион состоял из куриной грудки, протеинового батончика, кофе и сигарет (лайк от Кристиана Бэйла).
В обозримом будущем Рэдклифф продолжит эксперименты с образами: комедия «Молодые американцы», роль молодого инженера в драме «Бруклинский мост», триллер о журналисте и якудза «Полиция Токио». Если вы видели хотя бы треть из упомянутых в статье лент, то прекрасно осведомлены: как актер Дэниэл Рэдклифф состоялся и свою разноплановость доказал в кадре. А вот вопрос, сколько потребуется ролей, чтобы люди перестали ассоциировать его с Гарри Поттером, остается открытым. Потребуется ли для этого новая франшиза? Или нужно сняться в ультракультовом фильме? И так как с качеством у актера все отлично, условно договоримся, что вопрос в количестве.