Завершившийся в Калифорнии Comic Con порадовал фанатов комиксов сразу двумя долгожданными роликами – к «Бэтмену против Супермена» и «Отряду самоубийц». Новые актеры общей картины не испортили, но что если бы на их месте были другие звезды?
Начать стоит с проектов, не ставших (возможно, пока) топовыми для DC и ее кинематографических партнеров. Возьмем, к примеру, «Джону Хекса», на которого делались серьезные ставки, но который оказался весьма слаб для того, чтобы открыть дверь для десятка других отдельно бытующих комикс-героев. Возможно, все дело в неверно выбранном актере – ведь на месте Джоша Бролина мог оказаться Томас Джейн. Актер страстно желал сняться в фильме, даже высылал продюсерам свои фото в костюме и с наложенным на лицо гримом, но усилия его были тщетны. Впрочем, в дальнейшем Джейн не особенно расстраивался, сценарий ленты сильно изменился и упростился, а чехарда с актерами и постановщиками превратила проект в мучительный долгострой, от которого все были рады просто избавиться.
Могли в свое время стать авторами комикс-адаптации и братья Вачовски. Еще в 1995 году они взялись за сценарий к экранизации комикса о Пластик-мэне, этаком аналоге Мистера Фантастика из вселенной Marvel, способном растягивать и деформировать свое тело. В главной роли Вачовски видели своего любимого Киану Ривза, и актер даже был готов принять участие в постановке, анонсировав в одном из интервью, что лента увидит свет в 2009 году. Однако, как и многие другие комикс-проекты, «Пластик-мэн» остался нереализованной мечтой, заглохшей на этапе препродакшена. Может, и к лучшему.
Забавной могла быть судьба печального провала студии WB под названием «Зеленый фонарь». В 2004 году Уорнеры решили сделать комедийную версию «Фонаря» и даже заказали скрипт сценаристу и продюсеру нескольких комедий Адама Сэндлера Роберту Шмигелю. Шмигель не просто написал сценарий, он умудрился привлечь им на борт Джека Блэка, однако студия, прочитав черновик, в ужасе законсервировала проект. Просочившийся несколько лет назад в Интернет сценарий того «Фонаря» действительно не назовешь шедевром, но вы вспомните, что пришло ему на замену. Увы, катастрофы избежать не удалось…
Недавняя дебютантка киновселенной Marvel десять лет назад могла оказаться по другую сторону баррикад, причем не на вторых ролях, как сегодня, а в самом авангарде борьбы со злом, да еще и в костюме Чудо-женщины. Еще до того, как Гал Гадот примерила на себя костюм этой героини для «Зари справедливости», о постановке персонального фильма о Чудо-женщине подумывал Джосс Уидон. Он-то и примеривался к Лилли, которая, в свою очередь, проявляла активное желание вооружиться Лассо Истины. Увы, проект распался раньше, чем мысли о нем закрепились в чьих-то умах, Эванджелин отправилась сначала в Средиземье, а затем «переобулась» в подружку Человека-муравья.
Не снискавший кассовой славы «Константин» Френсиса Лоуренса с Киану Ривзом даже не хочется в чем-то обвинять, фильм получился атмосферным, мрачным и энергичным. Однако выглядеть он мог совсем иначе, ведь первоначально у руля проекта был поставлен Тарсем Сингх, а плащом и сигаретой вооружить должны были Николаса Кейджа. К сожалению, разногласия в том, как должна выглядеть картина, привели к расколу между студией и постановщиком, вместе с Сингхом за дверью оказался и Кейдж. Тяжкий удар для давнего поклонника комиксов – лишенный в свое время возможности стать Суперменом Николас в конце концов «опустился» до «Призрачного гонщика».
Кстати, о Супермене. Картина 1978 года была первой настоящей большой работой на непаханом поле комикс-адаптаций, авторам фильма просто не с чем было сравнивать, не на что опираться, не у кого спросить совета. Поэтому многое делалось на ощупь, и, безусловно, весь проект был крайне рискованной задумкой. Но рискованной в разумных пределах. Так, например, в определенный момент создатели «Супермена» отказались от услуг Мистера Вселенная Арнольда Шварценеггера в главной роли в пользу менее известного Кристофера Рива. Главным барьером стал акцент Арни, идеальный американец Кларк Кент не мог говорить на таком жутком английском – так интеллект победил мускулы!
Возвращаясь к тому, что постановка первого «Супермена» была ходьбой по минному полю, нужно отметить, что многие актеры не относились тогда к комиксам серьезно, для многих фильм Ричарда Доннера казался очередной детской сказкой, участие в которой может повредить репутации серьезного драматического актера. Джин Хэкмен, например, чрезвычайно неохотно пошел на участие в фильме, и лишь после того, как от роли Лекса Лютора отказался Дастин Хоффман, который до этого отказался и от костюма Супермена. Представляете, как мог бы измениться мир кино, если бы в небо в красно-синем плаще взмыл Хоффман! Увы, даже окно в рабочем графике не заставило актера прикоснуться к комиксу.
Когда пришло время подыскать исполнительницу роли Урсы, главной противницы Супермена, создатели фильма обратились к британской актрисе Кэролайн Манро, звезде многих научно-фантастических фильмов и сериалов. Однако Манро отказалась от предложения, агент убедил актрису, что для ее карьеры будет лучше ввязаться в другую большую франшизу – Манро стала девушкой Бонда в «Шпионе, который меня любил». Странный выбор, учитывая то, что подружки у Агента 007 «одноразовые», а биться с Суперменом можно бесконечно. Но жребий брошен, и противницей криптонианца стала Сара Дуглас.
Запущенная в производство на волне интереса к Супермену «Супергерл» стала настоящей ареной битвы между продюсерами и режиссером. Супервайзер комикс-проектов Илья Салкинд вспоминает, что война из-за актрисы, которая должна исполнить главную роль, стоила ему очень дорого, многие ссоры не забыты до сих пор. А все потому, что часть команды хотела видеть в образе девушки с Криптона Брук Шилдс, бывшую модель, звезду подросткового кино. Салкинд желал видеть менее примелькавшееся лицо в кадре и в конечном итоге победил. Фильму, правда, это вистов не принесло, «Супергерл» провалилась в прокате и была растоптана критиками. Впрочем, Хелен Слейтер, исполнительница главной роли, получила номинацию на премию «Сатурн» за свою работу. Так что дело, похоже, не в ней.
Перенесемся на несколько лет вперед и бросим взгляд на нереализованный проект Джей Джея Абрамса о происхождении Супермена, который должен был выйти до «Возвращения Супермена» Брайана Сингера. Абрамс успел лишь набросать черновик сценария до того, как проект прикрыли, а потому известно о нем немного. И самое главное из этого «немногого» то, что роль Лоис Лейн в этом фильме могла исполнить Скарлетт Йоханссон. Не случилось, СкаЙо переметнулась в стан противника и закрепила за собой право носить черный обтягивающий латекс в команде «Мстителей». Другая бы актриса всю жизнь горевала об упущенной возможности сыграть подружку Супа, но не Йоханссон. Актриса спокойно отказалась от ролей в «Девушке с татуировкой дракона» Финчера и в куароновской «Гравитации», ей ли жалеть о незапущенном проекте?
О так и не увидевшем свет «Супермен жив» Кевина Смита написано очень много, поэтому повторять рассказанное нет смысла, в любом случае конфликт режиссера с продюсерами на фильме поставил крест. Стоит лишь упомянуть необычные кастинговые решения, намеченные Смитом, но по понятным причинам не воплощенные в жизнь. О Кейдже в роли Супермена известно всем, а вот приглашение Криса Рока на роль фоторепортера Джимми Олсена помнят немногие. Кандидатура Рока вызвала трепет в среде фанатов – традиционно белый юноша был заменен режиссером на чернокожего комика! Да такое ни в коем случае нельзя было выпускать!
Энергичного главу газеты «Дэйли Плэнет» в «Возвращении Супермена» сыграл Фрэнк Ланджелла, и у фанатов к нему нет никаких претензий, однако нужно понимать, что знаменитый актер взошел на борт проекта в самый последний момент, сменив на нем Хью Лори. Активно готовившийся к работе в кино Лори оказался заложником своего главного на сегодня проекта – сериала «Доктор Хаус». Совместившиеся графики съемок заставили актера отказаться от фильма, при том, что во всех интервью Лори уже рассказывал, как готовится к роли. Что ж, все свое недовольство актер выплеснул язвительными устами викадинозависимого гениального врача. Благо сценарий позволял.
Пришло время переместиться в Готэм и посмотреть, чего зрители были лишены в бэтмениане. Начнем с самого Темного рыцаря. Какое-то время назад роль Брюса Уэйна вместо Майкла Китона мог исполнить Пирс Броснан. Вот что говорит сам актер о своем отказе: «Я действительно встречался с Тимом Бертоном и отказал ему. Мне все это казалось тогда нелепой шуткой. Ну как можно серьезно относиться к киногерою, который носит трусы поверх трико? Я посчитал, что режиссер надо мной просто издевается». При этом Броснан уверяет фанатов в своей любви к комиксам, рассказывает, что в детстве в Ирландии он повязывал плащ и гонял по стоянке на велосипеде, чтобы ощутить, как ткань развевается за его спиной. Куда потом все это детство делось?
Долгое время сложно было себе представить кого-то иного, помимо Джека Николсона, в образе Джокера, сумасшедшего маньяка, обезображенного кислотой. А ведь вместо знаменитого обладателя трех «Оскаров» мы могли увидеть в этой роли куда менее известного Брэда Дурифа. Именно этого актера активно продвигал в свой фильм Тим Бертон, но студия режиссеру ответила бескомпромиссным отказом. Интересно, что Дуриф, наиболее известный озвучкой куклы-убийцы в кинофраншизе о Чаки, и в дальнейшем пытался стать частью мира Бэтмена, но снова неудачно. В «Бэтмене навсегда» роль Загадочника у него перехватил Джим Керри, а проект «Триумф», где Дуриф должен был сыграть Пугало, так и не увидел свет.
Кстати, о неудачниках. Еще одним актером, который трижды «пролетел» мимо Бэтмена, является знаменитый Робин Уильямс. Ему в свое время не повезло с ролью Джокера, ее студия отдала Николсону, затем по стопам Брэда Дурифа Уильямс не смог отстоять право стать Загадочником в фильме у Джоэла Шумахера. В третий же раз знаменитый актер мог стать Эдвардом Нигмой в третьей ленте Кристофера Нолана, но режиссер несколько изменил концепцию, и от Загадочника в «Темном рыцаре: Возвращение легенды» решено было отказаться. А ведь у Уильямса были большие планы на роль, он мечтал превзойти Хита Леджера. Увы, теперь эти талантливые люди соревнуются на небесах.
Еще один большой актер, который мог осветить своим присутствием Готэм, – Мэл Гибсон. Нынешнее поколение уже не помнит, но когда-то Гибсон был звездой такого масштаба, что актер мог позволить себе отказываться от перспективных ролей не моргнув глазом. Так, Мэл сказал нет «Гладиатору» Ридли Скотта, «Терминатору 2» Джеймса Кэмерона и «Отступникам» Мартина Скорсезе. Роль Двуликого в «Бэтмене навсегда» должна была открыть перед Гибсоном дверь в мир супергероев, но конфликт съемочных графиков с «Храбрым сердцем» не позволил актеру примерить маску Харви Дента. Монета упала не той стороной.
Затерявшийся за когтями Женщины-кошки и зонтиком Пингвина третий злодей фильма «Бэтмен возвращается» магнат Макс Шрек является одним из самых недооцененных злодеев вселенной Готэма. Эгоистичный богач, жестокий и бессердечный, он вполне мог стать номером один, если бы не ярчайшее окружение. Роль Шрека досталась Кристоферу Уокену, и даже сам Бертон признавался в том, что актер в образе по-настоящему пугает его. Однако сам Бертон изначально видел в этой роли Дэвида Боуи, вот только музыкант сделал свой выбор не в пользу комикса – Боуи предпочел отправиться в полнометражный сиквел «Твин Пикса» «Сквозь огонь».
Сменивший мрачный настрой первых двух бертоновских фильмов о Бэтмене на разудалое веселье Джоэл Шумахер превратил бэтмениану в настоящий балаган. «Бэтмен и Робин» наполнен таким количеством комических персонажей, что смотреть без слез на это просто невозможно, а худшего из худших выбрать просто невозможно. Многие полагают, что фильм испортил Арнольд Шварценеггер своим Мистером Фризом, но мы считаем, что все могло быть еще ужаснее – Человека-ледогенератора мог сыграть Халк Хоган, которому поступило подобное предложение! Только вообразите себе, каким было бы это зрелище: усы-сосульки и выпученные глаза – костюм Бэтмена бы лопнул от смеха.
Один из самых известных случаев кошмарного провала в результате нелепой травмы связан с первым фильмом о Бэтмене Тима Бертона. Жертвой оказалась Шон Янг, актриса, которая начала сниматься в «Бэтмене», но получила перелом руки, упав с лошади при съемках эпизода, который в итоге даже не попал в картину. Ей срочно была найдена замена в лице Ким Бэсинджер, а Янг навсегда осталась за пределами Готэма. Актриса, впрочем, делала попытки занять нишу Женщины-кошки в сиквеле и даже в самодельном костюме побывала в офисе киностудии и на ТВ, но очков ей это не добавило.
Роль Женщины-кошки в «Бэтмен возвращается» вообще была в то время одной из самых желанных в Голливуде, пробы на роль Селины прошли Рэйчел Уэлш, Шер, Мадонна, Дженнифер Джейсон Ли и Бриджит Фонда. Но сам режиссер склонялся к тому, что латексный костюм должен достаться Аннет Бенинг, и студия в этом Бертона поддержала, однако все решил один телефонный звонок. За пару недель до начала съемок Бенинг набрала номер Бертона и объявила тому, что беременна. По словам режиссера, земля ушла у него из-под ног, одновременно он испытал огромную радость за будущую мать и ощутил ужас от того, что фильм находится под угрозой. Экстренный поиск замены увенчался очевидным успехом – Мишель Пфайффер закрыла тему на десятилетия вперед.
Доктор Чейз Меридиан не существует во вселенной бумажных комиксов DC, поэтому для фильма «Бэтмен навсегда» ее придумывали с нуля. Сценаристы описывают Чейз как «загадочного психолога, одевающегося словно для обложки Playboy», и для этой роли прекрасно подошла Николь Кидман. Вот только Шумахер на ее месте видел Сандру Буллок, звезду «Скорости». А ведь взглянуть на это мало кто отказался бы – Буллок женщина красивая, но ее сексуальность использовалась в кино слишком мало. Словно спохватившись, актриса в поздних фильмах временами блистала формами, но время уже безнадежно ушло.
Отказ Буллок сниматься в «Бэтмене навсегда» повлек целую череду изменений. Занявшая ее место Кидман первоначально должна была сыграть в этом фильме Ядовитый Плющ, и потерявший от перемен голову Шумахер убрал эту героиню из сюжета вообще, оставив злодейку для продолжения. Когда же пришло время «Бэтмена и Робина», первой претенденткой на роль Плюща стала Джулия Робертс – со своей рыжей шевелюрой и безупречной красотой актриса идеально подходила, но вынуждена была отказаться. Плющом была назначена Ума Турман, и, к всеобщему удивлению, именно она, слегка неуклюжая и угловатая, стала едва не единственным плюсом ужасной картины.
Помнит ли кто-нибудь из вас вестерн «Идальго: Погоня в пустыне»? Вряд ли. А вот Вигго Мортенсен наверняка запомнит эту картину надолго, ведь, судя по всему, именно из-за нее актер не смог принять участие в съемках «Бэтмена: Начало» Кристофера Нолана, где режиссер припас для бывшего заслуженного Короля Средиземья местечко, достойное Арагорна, – роль Ра’са Аль-Гула. Навсегда изменивший расстановку сил в кино первый фильм новой трилогии о Бэтмене, конечно, не слишком много потерял от того, что Мортенсена сменил Лиам Нисон. А вот как это пережил сам актер? После «Порока на экспорт» и «Дороги» ему и похвастать нечем.
Сэр Майкл Кейн с огромной теплотой относится к Кристоферу Нолану, который явно считает знаменитого актера своим талисманом – вместе они сделали уже шесть фильмов, среди которых особняком стоит трилогия о Темном рыцаре. Всего этого могло бы не быть, не откажись от предложенной ему роли дворецкого Альфреда другой сэр – Энтони Хопкинс. Хопкинс, видимо, посчитал себя слишком значительным актером, чтобы находиться за спинами актеров первого плана, а может быть, всплыли старые обиды – когда-то Хопкинсу была предложена роль мистера Фриза, но тогда диалог был быстро оборван. В результате мы имеем одного из лучших Альфредов в истории комиксов, и можно лишь пожелать удачи Джереми Айронсу, принявшему эстафету от Майкла Кейна в «Бэтмене против Супермена».
Раз уж мы заговорили о передаче эстафетной палочки в современность, то и закончить стоит еще одним мостиком из прошлого в будущее. Правда, в прошлом мостик опору так и не получил – пятый фильм классической серии «Бэтмен: Триумф» так и не был запущен в производство. А ведь у Шумахера на него были обширные планы – кроме Джорджа Клуни, Криса О’Доннелла и Алисии Сильверстоун в привычных образах картину должны были украсить и новые исполнители. Среди прочих значилась сама Мадонна, которой была уготована роль Харли Куинн, психованной подружки Джокера. К счастью, провал «Бэтмена и Робина» навсегда закрыл эту адову калитку. Марго Робби может не беспокоиться, пока именно она – единственная обладательница красно-синей прически в Готэме.