Как и все стоящее, кино рождается в муках. Ни один режиссерский план не выдерживает столкновения с реальностью, а порой картину по самым разным причинам сперва снимают, а затем переснимают
Когда Стивен Спилберг, тогда еще начинающий режиссер, снимал «Челюсти», он возлагал большие надежды на изготовленную для фильма механическую акулу. Однако «рыбка» по кличке Брюс (режиссер назвал злодея в честь своего юриста) постоянно барахлила и в большинстве сцен смотрелась неубедительно, примерно как Годзилла в старых японских блокбастерах. Поэтому, пристально изучив отснятый материал и проверив его на тестовых аудиториях, Спилберг решил по минимуму показывать акулу, нагнетая напряжение без демонстрации монстра. Водные и подводные сцены были пересняты, и потенциальное второсортное кино превратилось в жанровый шедевр и «зачало» эпоху современных блокбастеров.
Сценарист и исполнитель главной роли «Рокки» Сильвестр Сталлоне хотел завершить картину триумфальным «крауд-серфингом» Рокки. Мол, безвестный боксер стал героем Филадельфии, и люди готовы носить его на руках. Но в съемке участвовало сравнительно немного статистов, и в готовом виде сцена смотрелась не так пафосно и размашисто, как Сталлоне надеялся. Возможности переснять эпизод с большей толпой не было, и вместо этой сцены был снят нынешний финал, в котором торжествующий Рокки обнимается со своей возлюбленной Эдриан. Чья любовь для боксера явно куда важнее, чем мимолетное признание горожан.
Сейчас трудно представить, что Марти МакФлая мог сыграть не Майкл Дж. Фокс, но в первые четыре недели в «Назад в будущее» играл Эрик Штолц, будущий исполнитель главной роли в «Мухе 2». Режиссер Роберт Земекис с самого начала хотел снимать Фокса, но не смог договориться с продюсерами сериала «Семейные узы», где тогда играл молодой актер. Штолц, однако, не вписался в роль, потому что играл ее слишком серьезно, мрачно и драматично для комедийной постановки. И он сам, и режиссер видели, что картина не складывается. Так что от его услуг пришлось отказаться, и после повторных переговоров с продюсерами «Семейных уз» Фокс стал-таки героем «Назад в будущее». Четыре съемочных недели пришлось повторить, и бюджет ленты вырос на 3 миллиона долларов, но никто об этом не пожалел.
В сценарии и в первой монтажной версии классического триллера лента завершалась тем, что главная героиня совершала самоубийство и устраивала так, чтобы главного героя арестовали за ее смерть. В такой концовке был определенный психологический смысл, но смотрелась она вяло, неподходяще для сильного кино. Так что после тестовых показов концовка была переработана и переснята. В окончательной версии злодейка пытается прикончить жену главного героя и в итоге получает от нее пулю. Что лишь подчеркивает ключевую идею картины: «Любая женщина может быть не менее жестокой и опасной, чем мужчина».
Традиция хорроров предписывает, что героиня должна дожить до конца, и авторы хоррора «Глубокое синее море» планировали сохранить жизнь Сьюзан, героине Саффрон Берроуз. Но так как Сьюзан была одним из виновников передряги, в которую попадают персонажи (она вместе с напарником создала сверхумных и сверхопасных акул), то зрители тестовых просмотров были недовольны тем, что она выходит сухой из воды. Кроме того, Берроуз играла так, что ее героине трудно было сочувствовать. Поэтому Ренни Харлин в течение одного дня снял сцену гибели Сьюзан и подарил картине нестандартный финал с выживанием двух мужчин.
Почти до самого выпуска «Восстания планеты обезьян» на экран Уилл Родман, персонаж Джеймса Франко, погибал в кульминации фильма, спасая жизнь своего бывшего питомца Цезаря. Однако в последний момент было решено, что Уилл выживет. Так что вместо клишированной сцены героической гибели картину завершило трогательное прощание Уилла и Цезаря, которое уместнее заканчивает отношения человека и разумной обезьяны. Планы на сиквел, впрочем, это не изменило, и в «Рассвете планеты обезьян» Уилл не появился.
Что делают супергерои после спасения мира? Отправляются в ближайшее кафе есть шаурму! Так завершается главный хит 2012 года. Эта уморительная сцена была придумана в самом конце работы над картиной, незадолго до премьеры, и ее включение в фильм потребовало переснять более ранний момент, чтобы добавить в него приглашение Мстителей на шаурму. Кстати, снять сцену в восточном кафе было не так-то просто, потому что Крис Эванс к тому времени отпустил бороду для съемок в фантастическом триллере «Сквозь снег». Бедняге пришлось провести несколько часов в гримерном кресле, пока его бороду заменяли накладкой в виде чистого подбородка.
Главный герой эпического экшен-хоррора Марка Фостера – героический человек, но не супермен и не супервоин. Как и положено следователю ООН, главное оружие Джерри Лейна – цепкий ум, а не автомат. Однако в первоначальной версии «Войны миров Z» заключительная часть фильма внезапно превращала Джерри в крутого убийцу зомби, прорывающегося сквозь орды монстров на Красной площади в Москве (!), чтобы спасти свою семью. Соответствующие сцены снимались в Будапеште. Когда студия Paramount и продюсеры ленты осознали, что это нелепо, сценарий был переписан, а фильм переснят. Всего было создано около получаса нового материала, что потребовало семи недель дополнительных съемок. Зато теперь Джерри побеждает зомби не пулями, а с помощью хитрого медицинского плана.
Фильм Джонатана Либесмана не назвать особенно удачным, но он мог бы быть еще хуже, если бы авторы не переосмыслили его прямо по ходу съемок. Уильям Фихтнер был нанят, чтобы сыграть персонажа, который ближе к кульминации оказывался Шреддером, главным противником черепашек. Но когда фанаты об этом пронюхали, они пришли в ярость от того, что Шреддера может сыграть неяпонец. Ведь в оригинале это японский мастер-ниндзя! К счастью, у создателей фильма было время для пересъемок, в ходе которых персонаж Фихтнера превратился в пособника Шреддера. На роль последнего был нанят японец Тохору Масамуне.
Студия Warner и другие инвесторы «Безумного Макса: Дороги ярости» не слишком верили, что режиссер Джордж Миллер сможет достойно вернуться в мир «Безумного Макса» после многолетнего перерыва на создание картин совсем иного плана. Поэтому финансисты со скрипом выделяли Миллеру деньги и «зарубали» те сцены, которые казались излишними и слишком дорогими. Но когда режиссер показал отснятый материал, студия воодушевилась и выделила дополнительные средства на создание дополнительных сцен и более эффектных версий ранее снятых фрагментов. Так мы получили один из лучших жанровых фильмов 2015 года.