Без лишних слов: редакция film.ru отобрала 15 самых выдающихся картин этого года (а год был весьма неплохим)
Новый фильм Альфонсо Куарона – настоящий авторский шедевр, который умудряется работать на нескольких уровнях. Это и личное кино, созданное по воспоминаниям режиссера, рассуждение о том, как масштабное событие вторгается в жизнь человека и делит его на до и после, а еще вполне актуальный феминистский панегирик женской силе. Что уж говорить о технической части: Куарон доказал, что у него золотые руки, достигнув небывалых высот в режиссуре и операторской работе.
Дебютный фильм Ари Астера в этом году вызвал по-настоящему неоднозначную реакцию: кого-то даже после просмотра бросало в дрожь от напоминаний о жутком цоканье Чарли, другие бесцеремонно ржали с этого и непонятной концовки. Так или иначе, это не отменяет таланта режиссера в создании настоящей античной трагедии о фатализме и гибели семейства. Нет сомнений в том, что скоро о «Реинкарнации» будут говорить как о классике хорроров вроде «Изгоняющего дьявола» и «Ребенка Розмари».
Триумфатор Каннского кинофестиваля этого года. Пронзительная история о том, как семья, едва сводящая концы с концами, крадет маленькую девочку у горе-родителей. Пока власти заняты поисками пропавшей, секреты семьи начинают постепенно всплывать. Воспеватель традиционных ценностей Хирокадзу Корээда умудрился превзойти себя в жанре, в котором ему сейчас и так нет равных. Семья – это не кровное родство. Казалось бы, идея Доминика Торетто, но в устах японца она звучит одновременно грустно и воодушевляюще.
Бесспорно лучший мультфильм этого года – изобретательный, веселый и трогательный метавзгляд на историю становления Человека-паука разных вселенных. Троица Боб Персичетти, Питер Рэмзи и Родни Ротман сумела вдохнуть жизнь в увядающий жанр кинокомикса динамичной анимацией и любовью к супергерою. Надеемся, это только начало!
Режиссер оскароносной «Иды» Павел Павликовский решил не отходить от минималистичной формы и снова сделал аккуратное, лаконичное черно-белое кино в тесном 4:3. Однако «Холодная война» – это настоящая любовная эпопея длительностью в 15 лет о двух жертвах советского режима – их постоянно тянет на свободу, но каждый раз, обретая свободу, они не знают, что с ней делать, поэтому бегут обратно. Кажется, только после смерти они смогут обрести покой и по-настоящему быть вместе.
Семидесятилетний Стивен Спилберг решил вспомнить молодость и показать этим вашим модным визионерам, как надо снимать приключенческое кино. Получилось совершенно невероятно: с точки зрения постановки «Первому игроку приготовиться» — лучшее, что выходило в жанре, возможно, вообще. С точки зрения истории — типичная для Спилберга, но, как всегда, убедительная история о радостях и горестях эскапизма. Бойко, мило, смешно и очень, очень, очень круто.
Мало кто готов настолько подчиниться своему художественную видению, как Панос Косматос, и уже за эту творческую смелость его «Мэнди» хочется любить. За неповиновение жанровым канонам, дерзкое смешение артхауса и боевиков категории «Б», эстетики хардрок-альбомов и мрачной эзотерики. Но даже вне всех этих умных слов «Мэнди» — безумно энергичный, безумно красивый, безумно безумный фильм. С каким-то абсолютно космическим Николасом Кейджем и великим, последним, к сожалению, саундтреком Йоханна Йохансона.
Про Триера, пожалуй, нет смысла говорить ещё раз — всё, что надо, вы уже слышали. Куда ни плюнь, с какой стороны ни подойди, и все равно будешь банальным, останешься в дураках, с чувством, что Триер, в общем-то, всё сказал гораздо лучше и веселее тебя. Это редкий вид фильма, который настолько всё хорошо понимает сам про себя, что вещи, в других руках ставшие бы пошлостью и претенциозностью, здесь абсолютно естественные части микрокосма. Поэтому отбросим метакомментарии с античной философией и останемся с тем, что «Дом, который построил Джек» — просто очень смешной и очень страшный фильм про маньяка.
Шесть лет назад режиссёр Барт Лэйтон снял крайне любопытный фильм «Самозванец» — там он размыл границу между документальным и игровым, рассказав интересную историю так, как никто до этого не делал. С «Американскими животными» похожая история — это, правда, чуть более простое по структуре кино, но оно не менее изящно выдерживает грань между вымыслом и реальностью. Метамодернистский шедевр, необычным языком говорящий о столь же необычной, и в то же время такой понятной проблеме. О том, как в нашу информационную эпоху сложно не стать «обычным» и на какие безумства готовы люди, чтобы избежать этого позорного ярлыка.
Терри Гиллиам снимал этот фильм всю ночь и чуть не умер. Ночь, правда, растянулась аж на 25 лет — столько понадобилось «Человеку, который убил Дон Кихота», чтобы перебраться из головы своего создателя на плёнку кинокамеры. Результат закономерен: фильм превратился в энциклопедию всех образов и мотивов, что Гиллиам эксплуатировал в своей долгой карьере. Для кого-то это сборная солянка, для других — клондайк. Сколько бы ни говорил старина Терри на одни и те же темы, он ещё ни разу не говорил о них так интимно, рефлексивно и в какой-то мере даже инфантильно. Но за это, как говорится, и любим.
Гаспар Ноэ всегда был особенным гостем на Каннском кинофестивале – режиссер вызывал своими работами бурные споры и разделял зрителей на два лагеря. Критики громили его фильмы, а жюри не давали ни один из главных призов. В этом году все изменилось, и на «Двухнедельнике режиссеров» Ноэ получил Премию Международной конфедерации художественного кино и даже немного прослезился на вручении. «Экстаз», наверное, самый динамичный фильм французского постановщика, но не лишенный присущей ему жесткости и беспощадности к героям. Но как бы происходящее на экране ни пугало, вы все равно не сможете заставить себя оторваться ни от энергичных танцев, ни от ужасающего коллективного бэд-трипа.
Дэмьен Шазелл человек простой, получает большой бюджет на новый проект и все равно снимает авторское кино. Просто с большим размахом. Это не байопик о выдающемся астронавте, как может показаться на первый взгляд. Шазелл ставил перед собой чуть более высокую цель, используя космос скорее как инструмент, чтобы больше говорить о внутренних процессах главного героя, чем о его подвиге. Шазелл отправил человека на Луну, чтобы отобразить это всепоглощающее чувство внутренней пустоты и боли утраты от потери близкого. Причем художественный язык тут работает настолько хорошо, что в один из моментов можно самому почувствовать эмоциональный вакуум, о котором говорит режиссер.
Ли Чхан-Дон – один из самых выдающихся режиссеров современности, в этом году он поразил публику Каннского кинофестиваля своей интерпретацией рассказа Харуки Мураками «Сжечь сарай», получив рекордно высокий балл среди конкурсных фильмов в таблице журнала Screen. От взятого за основу рассказа Мураками остался только каркас, а наполнение настолько сложное, многогранное и поддающееся десяткам различных интерпретаций, что зритель еще долгое время будет спорить о концовке. Южная Корея выдвинула «Пылающего» на соискание премии «Оскар», поэтому очень надеемся встретить фильм в шорт-листе премии через месяц.
И снова в нашем списке триумфатор Каннского кинофестиваля, правда, на этот раз аж 2017 года. Линн Рэмси закончила монтаж ленты буквально за пару дней до старта фестиваля, во время мировой премьеры зрители смотри еще «сырую» копию, поэтому до большого проката дело дошло только через год. Несмотря на все, картина выиграла две почетные «Золотые ветки»: за лучший сценарий и лучшую мужскую роль. Жестокий, красивый и, как это ни странно, трогательный неонуар о наемном убийце и юной девушке, спасенной из рабства, растопит сердце любого зрителя. Агрессивный и гипнотический саундтрек Джонни Гринвуда еще долгое время будет звучать в голове после просмотра.
Знаменитый греческий постановщик Йоргос Лантимос снял «Фаворитку» не по собственному сценарию (такое случилось впервые в его карьере), но фильм от этого даже выиграл. В центре сюжета история трех женщин – королевы Англии, ее фаворитки и новой служанки, которая уверенно пробирается вверх по карьерной лестнице. Помимо того что картина бессовестно красивая, в ней разворачиваются нешуточные страсти, держащие внимание до самой кульминации. Сценарий пестрит остроумными диалогами, а колоритные герои бьются не только за сердце королевы, но и за любовь зрителя. И да, мужчины в фильме на втором плане, в этом замесе им просто нет места.
На то, чтобы воспевать бесспорный талант главной троицы актрис, не хватит ни времени, ни заряда жизненной энергии (неудивительно, что Оливия Коулман уже начала собирать урожай из наград). Хоть это и нельзя назвать типичным для режиссера фильмом, так как в нем отсутствует привычная механическая актерская игра или абсурдные диалоги, затяжной и гипнотический финал напоминает, с кем мы имеем дело. Лантимос снова доведет вас до эмоционального пика и оставит у погасшего экрана с жгучим желанием увидеть все это еще разок.