
Год уже перевалил за середину, а это значит, что пора подводить итоги. В этом списке мы, правда, расскажем не столько о лучших фильмах 2021-го, сколько о тех картинах, которые вы легко могли пропустить. Они, в общем-то, тоже очень яркие, некоторые даже абсолютно выдающиеся, но все их объединяет одно — о них до жути мало говорят. Мы решили исправить эту несправедливость и рассказать о главных хидден гемах этих месяцев: от драмы, где Николас Кейдж ищет пропавшую свинью, до залихватского боевика с Хлоей Морец.
В детстве Эйб Эпплбаум был звездой своего маленького городка — юным детективом, способным с помощью дедукции разрешить любые вопросы: кто украл школьный обед, куда пропала кошка и всё в таком духе. Вот только когда исчезает его подруга, умения сыщика оказываются бесполезными — и вот спустя пару десятилетий уже взрослым он продолжает заниматься пустяковыми детскими делами и мучиться от нереализованных амбиций. Всё меняется, когда к нему приходит школьница Грейси — её парня убили, и она (почему-то!) решает, что помочь может только Эйб.
«Юный детектив» совершенно незаслуженно проскочил мимо широкого проката и, соответственно, зрительского радара. А ведь это действительно остроумная деконструкция детективного жанра, очень смешной, но по-своему и душераздирающий фильм о человеке, чья детская звёздность тяжёлым грузом преследует его во взрослой жизни.
Пока все смотрят «Отряд самоубийц» Джеймса Ганна — настоящее кровавое наследие студии Troma, каким-то чудом оказавшееся в лапах гигантской корпорации, — в онлайне лежит не менее дерзкое кино от другого выходца из компании Ллойда Кауфмана. Как и Ганн, Стивен Костански начинал с трешевых малобюджетных работ, изобилующих насилием, чёрным юмором и сексом. А закончил, что закономерно, уморительным и безумным эксплотейшеном, который тоже скрывается за маской семейного кино. «Псих-расчленитель» — история о детях, нашедших космического маньяка. Тот одержим жаждой уничтожения миров и за считаные секунды может убить любое живое существо самыми изощренными способами. Правда, брат и сестра придумывают, как контролировать чудовище, так что в руках недорослей он оказывается настоящей игрушкой. Костански идеально смешивает трэш-эстетику, ультранасилие и визуальные эффекты прямиком из 80-х с нежной историей о проблемных родственных отношениях. По мастерству не Ганн, конечно, но что-то близкое к нему.
Николас Кейдж играет затворника, у которого крадут любимую свинью. Бородатый и лохматый отшельник отправляется в большой город, чтобы вернуть хрюшку и отомстить обидчикам. Новый фильм с любимым безумным актёром начинается как альтернативный эпизод «Джона Уика», а заканчивается как… «Рататуй». Не позволяйте обманчивым ожиданиям портить вам просмотр: «Свинья» — это прежде всего нежное кино о принятии смерти, кулинарии и любви, а уже потом триллер о пропавшем животном. Да и поиски питомца становятся скорее поиском себя: герой Кейджа, покинувший город много лет назад, сталкивается со старыми знакомыми и местами и вспоминает, что заставило его начать новую жизнь. Не просто главный хидден гем 2021-го, но и один из лучших фильмов этого тяжёлого и, скажем честно, скупого на яркие премьеры года.
Подробнее в нашей рецензии.
Если вы думали, что всё современное российское кино о войне абсолютно одинаковое — что ж, спешим вас переубедить. «Красный призрак» использует форму залихватского истерна, чтобы рассказать историю об отряде солдат, пытающихся вырваться из окружения обратно к своим, а в итоге вынужденных обороняться на безымянном заброшенном хуторе. Авторы картины заявляют, что вдохновлялись советской классикой вроде «Они сражались за Родину», но заметнее в фильме, пожалуй, влияние Серджио Леоне или даже «Бесславных ублюдков». Для тех, кто особенно ревностно относится к правдоподобности военного кино, заметим, что, несмотря на свою сверхвыразительность, фильм основан на вполне себе реальных рассказах ветеранов Великой Отечественной.
Подробнее в нашей рецензии.
Заметнейший зомби-сериал последних лет про ходячих мертвецов в древнем корейском государстве обзавёлся спин-оффом, который могут смотреть даже те, кто не знаком с событиями первых двух сезонов. «История А Синь», во-первых, рассказывает о персонаже, который появился лишь в последнем эпизоде, а во-вторых, берёт начало задолго до основной сюжетной линии.
Девочка по имени А Синь лишается отца и отправляется на тропу мести. Типичный сюжет о кровавой вендетте обзаведется неожиданным поворотом и появлением зомби в финале — троп о мстящей женщине здесь, может, и не так ловко деконструирован, как в «Девушке, подающей надежды», но все фанаты жанровых историй будут в восторге. Что-что, а триллеры у Netflix умеют удивлять (спойлер — в этом списке будет ещё один).
Подробнее в нашей рецензии.
Пранк, который не только не вышел из-под контроля, но и вырос в один большой фильм. «Приколисты в дороге» (в оригинале Bad Trip, куда более двусмысленное и, честно говоря, содержательное название) — совместный проект комика Эрика Андре («Шоу Эрика Андре») и Китао Сакурая, почти полностью состоящий из розыгрышей. Сюжет здесь, конечно, есть, но про него ко второй половине как-то легко забываешь: раздолбай Крис отправляется в путешествие за любовью всей жизни, а его трусливый кореш Бад составит компанию нерадивому другу. «Приколисты в дороге» — это отголосок золотого века, когда на пранках строили целые шоу и фильмы («Борат»), настоящее импров-безумие с бесценной реакцией публики. В одной из сцен, например, героя насилует обезьяна, в другой антагонистка угоняет полицейскую машину, и за всем этим наблюдают простые люди, своими действиями или бездействием становящиеся такими же важными персонажами, как и Бад с Крисом.
Одна из главных находок года — нежный хоррор о вампирах с соул-музыкой в саундтреке. Это кино с невероятно длинным названием (и до невозможности неспешным повествованием, так что если вы часто отвлекаетесь, будьте морально готовы) рассказывает историю необычной семейки. Два родственника ухаживают за младшим братом, страдающим вампиризмом. Ночью они привозят к дому бомжей и алкоголиков, убивают бедняг и выкачивают кровь на ближайшие пару дней. Впрочем, паренёк-вурдалак растёт, и у него проявляется подростковый бунт: теперь он хочет общаться с другими детьми и не сидеть затворником в ветхой хижине. Невыразимо печальная семейная драма о том, что родственная любовь может погубить, а тяжёлая болезнь близкого человека травмирует и тех, кто рядом.
Александр Ажа возвращается в мир лихого жанрового кино. Начинал постановщик, конечно, не с камерных триллеров, а с жуткого сплэттера «Кровавая жатва», но если сравнивать «Кислород» с разными этапами творчества режиссёра, то он, естественно, своей изобретательностью будет ближе к эпохе 00-х. Девушка (Мелани Лоран) просыпается в криогенной камере, где постепенно заканчивается кислород. Как она туда попала — неясно, почему — тоже, но чем больше времени героиня тратит на раздумья, тем меньше у нее шансов выжить. Сделать увлекательный сурвайвал в замкнутом помещении, кажется, задача едва выполнимая, но Ажа удалось: это кино не только удивляет своей находчивостью, но и нагнетает саспенс даже в тех моментах, где любой другой автор не всегда бы нашёл причину для зрительского волнения.
Подробнее в нашей рецензии.
Стивен Содерберг набрал хорошую скорость и продолжает радовать нас как минимум одним фильмом в год. В 2021-м он выпустил «Без резких движений» — суровый нуарный триллер о криминальном мире Детройта 50-х. Как обычно у Содерберга, сложносочинённый сюжет, где до последнего непонятно, кто свой, кто предатель, а иногда и что конкретно вообще происходит. И, как всегда у режиссёра, здесь собрался невероятный актёрский состав: от Дона Чидла и Бенисио дель Торо до Дэвида Харбора и наконец вернувшегося в кино Брендана Фрейзера, по которому мы все, надо признаться, скучали.
Подробнее в нашей рецензии.
Режиссёр Андерс Томас Йенсен («Мужчины и цыплята», «Адамовы яблоки») продолжает исследовать сложную психологию странных мужских коллективов. Его новый фильм — вроде как криминальный триллер о мести несчастного Маркуса (Мадс Миккельсен), который теряет жену в катастрофе, а потом встречает группу статистиков-математиков, объявляющих, что эта авария вовсе не была случайностью. Но под жанровой завесой тут скрывается щемящая трагедия глубоко травмированных людей, пытающихся собрать по кусочкам и хоть как-то упорядочить окружающий их турбулентный мир. «Рыцари справедливости» — однозначно один из главных сюрпризов года и ещё одно доказательство мощи датского кино, где есть далеко не только оскароносный Томас Винтерберг.
Весёлый сюрреалист Квентин Дюпьё продолжает радовать нас своими ни на что не похожими концептуальными комедиями. Его «Жвалы» уже не закручивают мозг в узел, как это делали «Реальность» и «Неверно», но скорее идут по стопам «Оленьей кожи» — рассказывают изначально абсурдную историю с очень, скажем так, неочевидной интонацией. Главные герои здесь — это два не слишком умных приятеля, которые находят в украденной машине огромную муху. Их первая же мысль — выдрессировать её и научить красть деньги из банка или еду из магазинов. В случае Дюпьё удивительно то, что он снимает эдакого собрата «Тупого и ещё тупее» вовсе не с позиции демиурга, насмехающегося над персонажами-дураками. Он с ними на одной волне, смотрит на реальность их глазами и в конце концов заставляет и зрителя увидеть мир с совершенно нового и очень забавного ракурса.
Подробнее в нашей рецензии.
Неожиданно тонкая и метафоричная драма с Netflix, которая прошла мимо всех зрителей. То ли никого не заинтересовала история о тяжком и поэтичном быте археологов, то ли здешний конфликт между прошлым и настоящим показался не слишком уж острым. Остроты в «Раскопках» и правда нет: это, конечно, кино с достаточным драматическим надрывом, но в большей степени всё-таки тихая нежная элегия о том, как поток времени может изменить человека. Вдова в исполнении Кэри Маллиган и её товарищ, которого играет Рэйф Файнс, начинают раскопки в поисках артефактов, но с каждой минутой поиски сокровища (как, кстати, и в «Свинье» с Кейджем) всё больше напоминают поиски самих себя. Смотреть это в кинотеатре было бы ещё эффектнее, но имеем что имеем.
Подробнее в нашей рецензии.
На дворе Вторая мировая. Мод Гарретт (Хлоя Грейс Морец) в последний момент проникает на большой военный самолёт — якобы с целью доставки очень важного секретного груза. Вскоре её закроют в тесной оружейной башне, а на воздушное судно нападут не только японские лётчики, но и странные монстры-гремлины прямиком из авиационных страшилок.
«Воздушный бой» чётко делится на два очень разных фильма. Первый — камерная драма одной актрисы: в кадре только Морец, остальные члены экипажа слышны лишь по рации, все выясняют отношения и пытаются понять, какого чёрта вообще происходит на самолёте. Второй — эксцентричный экшен, который начинается без предупреждения и сразу бьёт из всех орудий: тут и законы физики посылают куда подальше, и драки с монстром превращают в сумасшедший карнавал из невозможных трюков. Вот так и должен выглядеть настоящий феминистский экшен — учись, «Капитан Марвел».
Подробнее в нашей рецензии.
Мохаммед Ульд Слахи 6 лет провёл в печально известной тюрьме Гуантанамо по обвинению в терроризме — всё это время его жестоко пытали, даже не дав шанса защитить себя в суде. Лишь спустя столько времени ему наконец удаётся получить право на адвокатов, но и те не сразу бросаются ему помогать, ведь они тоже не верят в невиновность мужчины. «Мавританец» рассказывает реальную историю о судебной несправедливости, теме, которая, к сожалению, никогда не устареет. Это строгая академическая драма, одна из тех, что обычно участвуют в розыгрыше «Оскара» (конкретно «Мавританца» премия, правда, незаслуженно прокатила), и с потрясающим актёрским составом: Тахару Ракиму ассистируют Бенедикт Камбэрбетч, Джоди Фостер и Шейлин Вудли.
Подробнее в нашей рецензии.