Выходящий в прокат на этой неделе фильм Павла Руминова «Статус: Свободен» с Данилой Козловским и Елизаветой Боярской принадлежит к жанру «романтическая комедия». Мы пока не знаем, чьи ряды пополнит картина, но зато мы знаем, с кем она будет состязаться, если окажется удачной
Выходящий в прокат на этой неделе фильм Павла Руминова «Статус: Свободен» с Данилой Козловским и Елизаветой Боярской принадлежит к жанру «романтическая комедия». Это одно из любимых направлений нового российского кино, поскольку ромкомы не требуют больших расходов, дарят зрителям заряд позитива и опираются на привлекательных звезд, которых у нас немало. Однако слабых ромкомов в России выходит куда больше, чем фильмов, за которые не стыдно. Мы пока не знаем, чьи ряды пополнит картина Руминова, но зато мы знаем, с кем она будет состязаться, если окажется удачной. Вот наш хит-парад лучших российских романтических комедий (то есть фильмов, выпущенных в России, а не в СССР).
Мы не любим российские картины, которые опираются на иностранные хиты и не оговаривают откровенные сюжетные заимствования в титрах, однако фильм Евгения Бедарева достаточно далеко отошел от голливудской ленты «Дом у озера», чтобы не винить его авторов в воровстве. Создатели «Тарифа» не украли чужой сценарий – они взяли американскую сюжетную идею (которая была, в свою очередь, позаимствована из корейской ленты «Море») и создали на ее основе собственный захватывающий и романтичный фильм о молодых людях, которые загадочным образом общаются по телефону, хотя девушка живет в 2008 году, а парень – в 2009-м. Почему разница в год имеет значение? Это один из главных сюжетных сюрпризов фильма!
Судя по некоторым его заявлениям, украинский комик Владимир Зеленский очень хочет записаться во враги России. Но наша страна слишком большая и сильная, чтобы воевать с «вражескими» актерами. Давайте лучше смеяться над Зеленским в российской романтической комедии Дэвида Додсона и Александра Маляревского. В «8 первых свиданиях» актер сыграл врача-ветеринара, который планирует свадьбу – пока чудесным образом не просыпается в торговом центре в обществе незнакомой женщины. Которой тоже очень интересно, что она делает в одной постели с чужим мужчиной. В отличие от большинства фильмов в нашем хит-параде, эта картина снята в точном соответствии с западными комедийными лекалами, однако использовать и обыграть эти штампы у авторов ленты получилось лучше, чем это обычно получается в российском кино.
Художественная фильмография режиссера Алексея Учителя коротка, но весьма разнообразна, от криминальной драмы «Восьмерка» до байопика о Бунине «Дневник его жены». И среди прочих в этой фильмографии есть замечательная романтическая комедия о случайном знакомстве привлекательной девушки с двумя молодыми людьми и их дальнейшей совместной прогулке по Питеру. Правда, «Прогулка» чуть подпорчена нелепым финалом, но то, что происходит в фильме до него, столь душевно и романтично, что концовку ленте можно простить. Кстати, сценарий «Прогулки» написала Авдотья (Дуня) Смирнова, и фильм стал ее последней работой до ухода в режиссеры.
Романтические комедии часто выигрывают от смешения жанров. В «Пяти невестах» режиссер Карен Оганесян и его сценаристы соединили любовную историю с историческим полотном и создали кино о лейтенанте-победителе, который в 1945 году возвращается из Германии на Родину, чтобы найти невест для своих однополчан, оставшихся служить в освобожденном от нацистов Берлине. При этом у парня есть всего сутки, чтобы обеспечить женами пятерых летчиков. Советский антураж и соответствующий юмор обеспечили «Невестам» ту уникальность, которой ромкомам почти всегда недостает.
Москва – это, конечно, главный российский город. Однако Питер с его аристократической застройкой куда лучше подходит для «уличного» романтического кино. Поэтому совершенно естественно, что в нашем перечне две картины такого рода – «Прогулка» Алексея Учителя и «Питер FM», дебютная лента Оксаны Бычковой. Правда, если в «Прогулке» герои вместе гуляют по городу, то в «Питере» они оказываются на улице порознь и общаются благодаря тому, что девушка теряет сотовый телефон, а парень его находит. Так завязывается их «телефонный» роман… Коммерческий успех этой ленты стал одной из причин нынешнего российского ромком-бума.
Романтические комедии, как правило, рассказывают о молодых людях, и для России это даже более типично, чем для западных стран. Однако любви все возрасты покорны, что с блеском доказывает проникновенная лента Авдотьи Смирновой. Главный герой «2 дней» – высокопоставленный московский чиновник в исполнении Федора Бондарчука, который готовится отнять землю у провинциального музея-усадьбы, но меняет свои взгляды на жизнь, когда приезжает в музей и знакомится с его сотрудницей, специалисткой по полузабытому писателю, который когда-то жил в усадьбе. Съемки фильма проходили в Абрамцево, бывшей усадьбе Сергея Аксакова.
«Кукушку» Александра Рогожкина трудно определить как «романтическую комедию», но как еще назвать фильм, где есть двое мужчин, женщина, любовь, юмор и позитивное настроение? Да, в первую очередь Рогожкин старался рассказать о понимании между народами, а не между мужчинами и женщинами, и именно поэтому мы не ставим его великолепную картину выше в нашем хит-параде. Но без романтической сюжетной линии этот фильм, действие которого развивается на границе между СССР и Финляндией в 1944 году, ни за что бы не состоялся. Ведь именно любовь связывает героев, разделенных политикой и языком (каждый из персонажей, русский, финн и саами, говорит на своем наречии).
Романтическим комедиям не положено начинаться с фразы «Я решил тебя изнасиловать», но именно поэтому мы так высоко ставим провокационный дебютный фильм Игоря Лебедева. Это романтическая комедия, которая удивляет и шокирует, оставаясь при этом в рамках жанра, и такую сценарную изобретательность можно только приветствовать. «Закрытые пространства» начинаются с того, что девушка-курьер привозит пиццу в квартиру юноши-затворника и оказывается один на один с не вполне адекватным парнем, который запирает дверь в квартиру и, как уже говорилось, объявляет, что собирается курьершу изнасиловать… Как фильм из этой ситуации выруливает к любовным признаниям? Мастерски!
Один из лучших фильмов прошедшего года в российском прокате, «Про любовь» Анны Меликян вполне может бороться за звание лучшей романтической комедии отечественного кино. Это антологическое кино, которое включает пять любовных историй, и каждая из них заслуживает внимания. Будь то зарисовка об одержимой Россией японке, приехавшей в Москву на поиски «настоящего русского мужчины», или рассказ о художнике граффити, который крутит любовь сразу с двумя женщинами. В то время как московские романтические комедии часто тяготеют к пустой гламурности, «Про любовь» затрагивает реальные и серьезные проблемы, но делает это с позитивным настроем и бесконечной изобретательностью. Что позволяет во время сеанса и задуматься, и посмеяться, и даже немного попереживать.
В последнее время режиссер Роман Каримов работает над криминальными постановками, но его постановочная карьера началась с блестящей романтической комедии на стыке артхауса и мейнстрима. Конечно, отношения психически травмированного журналиста с не по годам циничной старшеклассницей – это материал скорее для драмы, чем для ромкома. Но Каримов нашел к этой теме столь удачный подход, что «Людей» можно смотреть и как тонкую мелодраму, и как смешную и провокационную комедию. Именно с этой картины началась экранная карьера Ингрид Олеринской, героини недавнего сериала «Лондонград». В «Людях» она была столь хороша, что уже тогда многие критики прочили ей звездную карьеру.