Конкурс Евровидение-2015 закончился. Но музыкальная жизнь на этом не остановилась, в том числе и в кино
Снобистски настроенные хипстеры не привечают караоке и любителей этого музыкального развлечения, а между тем пение под подсказки телесуфлера – легкий путь к пусть и скромной, местечковой, но славе. Музыкальный фильм «Дуэты» режиссера Брюса Пэлтроу рассказывает именно о таких караоке-фанах, путешествующих по Америке с целью принять участие в специальном караоке-марафоне, победителю которого полагается денежный приз. На фильм с подобным сюжетом зрители никогда не обратили бы внимания, не снимись и не спой в нем Гвинет Пэлтроу, Мария Белло и Пол Джиаматти. А ведь еще одним певцом-любителем мог в фильме выступить Брэд Питт, отказавшийся от участия в картине в последний момент.
«Талантливый человек талантлив во всем» – либо эта поговорка неверна, либо Бритни Спирс называть талантливой не совсем верно. Знаменитая певица, находящаяся на самом пике своей песенной карьеры, задумала попробовать себя на большом экране, но обожглась настолько сильно, что больше к кинокарьере не возвращалась. А ведь ничто не предвещало, как говорится. Приключенческая молодежная комедия об отправившихся на песенный конкурс подружках должна была встать в ряду многих других картин, мотивирующих подростков следовать за своей мечтой, но на деле случился провал. Спирс проявила неспособность играть, посредственный сценарий заставляет скучать, а герои откровенно раздражают. Лента номинировалась на «Золотую малину» в восьми номинациях, в том числе и как «глупейший фильм для подростков».
Противоположный случаю с Бритни Спирс пример – картина с участием рэпера Эминема «8-я миля». Отказавшиеся от привычного для музыкантов этого направления жанра криминального триллера авторы не прогадали, сделав ставку на драматическую составляющую. Несмотря на то что Эминем категорически отрицает биографичность ленты, отделаться от ощущения реальности происходящего на экране никак нельзя. Молодой детройтский белый парень пытается начать музыкальную карьеру в районе, где бал правят афроамериканцы. Чтобы доказать свою состоятельность и убедить окружающих в наличии таланта, герою Эминема приходится пройти через множество хип-хоп-батлов. Соревнования еще те, но и в них победить большая честь.
Караоке – для домохозяек, Бритни Спирс – для девочек, Эминем – для уличной шпаны. Куда податься нормальным парням? Конечно, в школу рока! Пусть никого не вводит в заблуждение имя режиссера одноименного фильма Ричарда Линклейтера, автора ни много ни мало трилогии «Перед…» и многолетнего труда под названием «Отрочество». «Школа рока», рассказывающая о бездельнике и пройдохе, взявшемся преподавать школьникам музыкальную грамоту, – это действительно классная комедия, с легкостью объединяющая классический рок с чаяниями современных детей. Оказывается, совместить два эти мира можно! Лента названа лучшей в карьере актера Джека Блэка вполне заслуженно, вот уж кто оторвался на полную катушку.
Если индустрия фильмов, рассказывающих о музыкальных конкурсах, существует, почему бы ее не высмеять? Перешедшая в 2003 году из рук братьев Уайанс в цепкие лапы Дэвида Цукера франшиза «Очень страшное кино» именно для того и предназначена – пройтись по лучшим фильмам прошедшего киносезона и сделать из них юмористический винегрет. В третьем фильме серии досталось «8-й миле», один из героев комедии – белый рэпер, не просто участвующий в батлах, но и прорывающийся на большую сцену. Победы эти расцениваются как часть единого плана торжества сил Зла, а значит, кто-то должен это все остановить! «ОСК3» стал вторым по сборам фильмом франшизы после оригинальной первой ленты, то есть можно смело сказать, что с главным мировым злом авторы не промахнулись.
К радости многих, музыка не ограничивается одними только песнями, будь они рок-хитами, поп-гимнами или легкомысленными стишками, положенными на простенький мотивчик. Есть еще и танцы – и тут до последнего времени в кино поле было не пахано. А потом случился молодежный суперхит «Шаг вперед» режиссера Энн Флетчер, собравший в прокате вдесятеро больше затрат на производство, и, что называется, понеслось… Справедливости ради, в первом фильме цикла, насчитывающем уже пять лент, никаких особых соревнований нет – пора конкурсов наступит позже. Но элемент конкуренции присутствует уже на самом старте, даже уличные танцоры стремятся во всем быть лучшими, и не важно, что оценку им ставят простые прохожие, в музыке и танцах понимающие не больше средней домохозяйки.
Рискнем заявить, что нет в кино более подлого и обезоруживающего приема, чем поющие зверушки. Вроде бы и пошлость это неимоверная, но разве можно не умиляться пищащим птичкам, свинкам, собачкам и кискам? А видели бы вы, каким смехом заходятся при виде выступающих на сцене животных дети! За такое многое можно простить и многое вытерпеть. Например, просмотр второго фильма об Элвине и его поющих грызунах. Если первый фильм «Элвин и бурундуки» был чуточку скверен, то второй – просто плох, но отмахнуться от сотен миллионов кассовых сборов всегда так сложно – франшиза продолжает жить. Во втором фильме бурундуки выступают (внимание!) на конкурсе по поддержке музыкального образования и побеждают. Ну а что еще требовать от детского музыкального фильма? Только песен и только побед.
Главный конкурент «Шага вперед» – первый европейский фильм, задуманный и снятый в технологии 3D, «Уличные танцы». Британская музыкальная молодежная мелодрама, объединившая на экране несколько талантливых уличных танцоров, демонстрирующих чудеса акробатики и хореографии, с новой стороны открыла объемное кино. Оказалось, что мало в каком жанре 3D-эффект оказывается столь значим, как в танцах. Картина, рассказывающая о бескомпромиссной борьбе за звание чемпиона в турнире стрит-данса, стала образцом для последующих лент и этой франшизы, и «Шага» – теперь танцы без 3D уже и не танцы, а так, пляски какие-то жалкие.
Всесторонне одарен талантами? Бери в руки гитару и пой. Лишен голоса и слуха? Танцуй. Не владеешь музыкальными инструментами, но не обделен вокальными данными? Не обращай внимания на отсутствие музыки, выплескивай музыку сердцем! Героини музыкальной комедии «Идеальный голос» занимаются необычным видом музыки – они поют а капелла, то есть без музыкального сопровождения. И не просто поют, а участвуют в турнирах, где борьба идет до последней ноты. Первый фильм о необычном жанре пения оказался кассово весьма успешным, чем удивил, кажется, даже самих создателей. Продолжение «Голоса», вышедшее в 2015 году, уже превзошло предшественника в мировом прокате, а в Америке поющие красотки преградили путь на олимп самому «Безумному Максу». Такие вот песенки.
Если созданные усилиями энтузиастов «Уличные танцы» и «Шаг вперед» смогли достучаться до сердец зрителей, то задуманному и снятому большой студией проекту «Короли танцпола» поклонники уличной культуры шанса не дали. Sony привлекла в свою картину о би-боях, парнях, танцующих в сложнейших уличных стилях, несколько вполне узнаваемых звезд (они, слава богу, не танцуют), вплела в танцевальную канву положенный драме сюжет о преодолении, закупила самую модную музыку для экранных номеров… Но что-то не сработало, фильм не смог отбить даже скромный двадцатимиллионый бюджет. Кино ведь от музыки совсем недалеко находится, в нем тоже сложно предсказать, что станет хитом, а что и дня в ротации не протянет.
При обилии на телевизионном экране реалити-шоу о поющих детях, звездах и простых обывателях, демонстрирующих свой талант, появление фильма, основанного на реальной истории восхождения таланта из скромной глубинки на музыкальный олимп, было лишь делом времени. Время это наступило в 2013 году, когда свет увидела лента режиссера Дэвида Фрэнкела «Мечты сбываются». Ее главный герой – тридцатисемилетний продавец сотовых телефонов Пол Поттс, в своем немолодом уже возрасте продолжающий сидеть на шее родителей, – откликается на призыв принять участие в национальном песенном конкурсе. А дальше – вы же понимаете – миллионные контракты со звукозаписывающими компаниями, интервью на ТВ и выступления на лучших площадках мира. Поттс добился признания, хотя начинал так же, как и вы, с пения в душе.
Рассказывая о музыкальных соревнованиях, мы ни словом не обмолвились о тех, кто находится в тени вокалистов и танцоров, о скромных тружениках валторн и литавр, виртуозах смычка и бубна, волшебниках флейт и клавесинов. Все это сделано специально, чтобы грянуть финальным аккордом – великолепной драмой Дамьена Шазела «Одержимость». Главный герой картины сперва борется за место барабанщика в оркестре консерватории, а затем проходит муштру накануне выступления, результаты которого станут решающими в определении будущего музыкального коллектива. Более энергичное музыкальное кино даже сложно себе представить: содранные в кровь руки барабанщика, ярость преподавателя, ужас неуверенности в себе и страх подвести команду – весь этот спектр эмоций не прошел незамеченным зрителями и критиками, «Одержимость» отмечена премиями BAFTA, «Оскар» и «Золотой глобус». Вот такая вот музыка…