Рано или поздно находятся такие экспериментаторы и выдумщики, которые ставят с ног на голову целые жанры, и один из таких людей продюсер Джейсон Блум, основатель кинокомпании Blumhouse Production
Войти в историю первым же своим фильмом – такое удается считаным единицам актеров, режиссеров или продюсеров. Джейсон Блум смело может называть «Паранормальное явление» «священным Граалем» своего кинопредприятия – картина, сделанная практически на коленках, вдруг стала кассовым хитом, основанием большой франшизы и образцом для десятков последователей. А ведь вроде идея лежала на поверхности – возьми камеру наблюдения и посмотри за жизнью семьи, которой кажется, что в их доме поселился призрак. Да, большую часть фильма зрители смотрят на зернистое темное изображение, редкие странные движения приходится выцеплять взглядом, а история обрывается на самом интересном месте, но едва ли не каждый зритель отметил для себя – ничего страшнее в последние годы он не видел.
Вторая важная франшиза, на плечах которой поднялся Джейсон Блум и его Blumhouse, – серия фильмов «Астрал», стартовавшая в 2011 году фильмом, снятым Джеймсом Ваном. Сегодня Вану не боятся предлагать ни гоночные боевики из серии «Форсаж», ни комикс-экранизации DC, и благодарить за это режиссер должен именно «Астрал», в отличие от представившей зрителям новое дарование «Пилы», фильм о привидениях продемонстрировал не только творческий потенциал Джеймса, но и умение зарабатывать на своих талантах. Сегодня «Астральная» франшиза выросла до четырех фильмов, и касса каждой новой растет по сравнению с предыдущей – стоит ли говорить, что призраки не оставят нас в покое и Блум непременно запустит в производство пятую ленту серии?
Хорошие хорроры всегда имеют социальный подтекст, именно двойное дно делает картины этого жанра актуальными на долгие времена и достойными повторного просмотра, даже при том что зрителю известно, кто из героев выживет, а кто отправится в ад. Жестокий хоррор «Судная ночь» не просто вынес на большой экран вопросы охватившей современное общество жестокости, но и запустил уникальную франшизу, которая вот-вот пополнится четвертым фильмом. Больше того, зритель может наблюдать за тем, как от картины к картине меняется концепция истории – от критики бесконтрольного владения оружием создатели «Судных ночей» перешли к яркой сатире в адрес современного устройства Америки. Поклонники первого фильма критически приняли недавний триквел, но Джейсона Блума это тревожит мало – он создал «дойную корову», которая приносит отличный навар, остальное не так уж и важно.
«А этот фильм как сюда попал?!» – спросите вы, и мы не посмеем вас осуждать: действительно, трудно поверить, что к оскаровской драме о музыканте, который кладет на алтарь совершенствования своих талантов личную жизнь, душевное спокойствие и любовь, имеет отношение Джейсон Блум, повелитель призраков и привидений. Тем не менее Blumhouse сыграл ключевую роль в появлении фильма Дэмиена Шазелла на экранах – сначала Блум поверил в идею одноименной короткометражки, затем заставил Шазелла взяться за полный метр, а после спродюсировал окончательный вариант ленты, которую все мы сегодня нежно любим. Как видите, Blumhouse вовсе не такая легкомысленная компания – если надо, она и на «Оскары» замахнется. Или откроет нам тех, кто замахнется за нее.
Важное качество продюсера – четко чувствовать то, что волнует современное общество, и Джейсон Блум по праву считается одним из самых проницательных голливудских дельцов. После того как Интернет и социальные сети стали занимать существенную часть жизни обывателя, многим стало понятно, что в этом может таиться опасность, но Блум первым вышел с «картиной-видеоконференцией» на большой экран. Лента Лео Габриадзе «Убрать из друзей» породила множество клонов, но навсегда осталась первой – пугающей и удивляющей, затягивающей в компьютерный мир и ужасающей тем, какими недружелюбными могут быть самые обыденные вещи. С крохотным бюджетом в 1 миллион долларов лента умудрилась собрать в мировом прокате 64 миллиона, а заодно предостеречь подростков от чрезмерного погружения в виртуал.
Еще один яркий пример поддержки молодых дарований и звезд, пробующих себя в новой ипостаси, – триллер «Подарок», существенно отличающийся от всего того, что вышло под брендом Blumhouse в 2015 году. Джейсон Блум позволил актеру Джоэлу Эджертону попробовать себя на режиссерском мостике, и зрители получили довольно эмоциональную драму об одержимости и о том, как злодеяния, совершенные в далеком прошлом, могут внезапно вернуться к тебе страшным бумерангом. Вряд ли какая-то другая студия рискнула бы запуститься с этим проектом – неизвестны были ни потенциал Эджертона-постановщика, ни востребованность мрачной истории о странноватом друге детства главных героев. Магия Дома Джейсона Блума и здесь оказалась «белой» – зрители получили совершенно особенную картину, которая многих удивила.
После провала сразу нескольких своих картин М. Найт Шьямалан, некогда один из самых многообещающих режиссеров и сценаристов нового поколения, оказался не у дел, а работать с ним отказывались даже самые отчаянные продюсеры. Но только не Блум, на условиях жесткого контроля с его стороны глава Blumhouse позволил Шьямалану реализовать один из самых интересных его проектов – хулиганский хоррор «Визит». Картина получилась не такой запоминающейся, как «Шестое чувство», но она вполне симпатична, а кассовые сборы в размере более 100 миллионов долларов при пятимиллионном бюджете позволили говорить о возвращении опального постановщика. И все это под присмотром Блума.
Крайне удачный для жанра хоррор 2017 год стартовал с картины М. Найта Шьямалана «Сплит», жутковатой истории маньяка, в голове которого уживается множество личностей. Благодаря эмоциональной и яркой работе Джеймса МакЭвоя лента получилась не просто увлекательной, она заинтересовала даже тех, кто не особенно увлекается «ужастиками», – в результате 9-миллионный бюджет «Сплита» окупился в прокате тридцатикратно, о таком другие студии могут только мечтать в розовых снах. Больше того, финальная сцена фильма придает картине совершенно особенное измерение – Шьямалан соединил «Сплит» с «Неуязвимым», встреча героев двух картин случится уже в 2019 году, что ознаменует пробный шаг Джейсона Блума на ранее не изведанной им земле супергероического кино. Будем посмотреть.
Фильм ужасов с расовым подтекстом, придуманный режиссером-дебютантом, ранее известным в амплуа комика, – подобное сочетание взаимоисключающих исходных данных похоронило бы «Прочь» в любой другой студии еще на самом пороге. Никто не стал бы даже смотреть на подобную заявку. А Джейсон Блум сумел разглядеть в проекте Джордана Пила потенциал, вложил в производство деньги и мощности и вновь оказался на коне – «Прочь» получил «Оскар» за лучший сценарий и номинации в категориях «лучший фильм» и «лучший режиссер». Для сотен продюсеров и режиссеров это предел мечтаний, а Блум, кажется, только разминается, у него в планах числится три десятка новых проектов, от которых сегодня можно ждать чего угодно. В том числе и «Оскаров».
Порой некоторые жанровые приемы настолько полно раскрывают тему, что пересматривать их долгое время не решаются даже самые отчаянные режиссеры. Казалось бы, после классического «Хэллоуина» и постмодернистского «Крика» в деле масок и слэшеров все точки расставлены, но Джейсон Блум в очередной раз показал, что, при всем уважении к мэтрам, у него всегда найдется чем удивить даже их. «Счастливого дня смерти» от Blumhouse смешал на экране «День сурка» и подростковые слэшеры – в фильме главная героиня вынуждена была каждый вечер умирать от рук загадочного убийцы, но затем снова возвращаться в день своей гибели, и это оказалось приятным сюрпризом для зрителей. Нужно вдохнуть жизнь в угасающий поджанр? Это к Блуму – после «Счастливого дня» мода на слэшеры вернулась!