Выдающийся кукольный мультфильм о подземных троллях, сыре, коварстве, дружбе и опасности предрассудков
В подземельях одержимого молочными продуктами города Сырбург живут маленькие тролли, которых называют «коробяками» за то, что они вместо одежды носят картонные коробки, чтобы прятаться в них в случае опасности. Коробяки обаятельны, трусливы и безвредны, но в Сырбурге их считают кровожадными монстрами, и городской истребитель чудищ Арчибальд Хватсон раздувает предрассудки в надежде, что, когда он разделается с троллями, благодарные жители сделают его аристократом с правом ношения роскошного белого цилиндра и дегустации самых редких сыров. Последнее, правда, для Хватсона смерти подобно, поскольку у него страшная аллергия на сыр. Но амбиции застят злодею глаза, и он одного за другим отлавливает коробяк, пока наконец на помощь монстрикам не приходит их воспитанник – выросший в подземелье 10-летний сирота Эггз, который даже не подозревает, что он человек, а не тролль.
Американская анимационная студия Laika разительно отличается от своих конкурентов. В то время как Pixar, DreamWorks и иже с ними создают компьютерную графику и используют яркие, «конфетные» цвета, аниматоры Laika корпят над готично-мрачными и эксцентричными кукольными мультфильмами, где никого не удивляет маленькая девочка, с восторгом рассуждающая о реках крови, или маленький мальчик, который повсюду видит призрачных покойников.
Новое, третье по счету творение Laika после «Коралины в Стране кошмаров» и «ПараНормана» – это ее самое грандиозное и технически отточенное полотно, и если вы любите кукольную анимацию, то вы уже можете прекращать читать рецензию и бежать за билетами, потому что ничего лучше в этом стиле вы не увидите до выхода следующей картины студии. Но есть ли у «Семейки монстров» другие достоинства, помимо уникальной, потрясающей работы с куклами, оставляющей далеко позади всяческие «Кошмары перед Рождеством»?
Конечно, есть! Прежде всего, «Семейка» – это праздник не только на улице любителей кукольных мультфильмов, но и на улице поклонников паропанка. Если бы картина пахла, она источала бы не запах сыра, а запах стиля – лента буквально пропитана карикатурными стилизациями под викторианскую Англию, дополненную причудливыми механизмами и устройствами (в свободное время коробяки мастерят всякую всячину из подобранного во время ночных вылазок людского мусора). Чего стоит паровой мегаробот, который в кульминации чуть не разносит Сырбург! А какие в фильме кукольные костюмчики, какие декорации, какие городские улочки и площади… М-м-м, лепота!
Хороши и дизайны персонажей, исправившие главный промах «ПараНормана». Художники предыдущей ленты Laika перегнули палку с художественным уродством, и на некоторых сравнительно положительных персонажей «ПараНормана» нельзя было смотреть без содрогания, хотя они были не зомби, а обычными людьми. В «Семейке монстров» же уродливы лишь злодеи (особенно Хватсон), а Эггз, его подружка Винни и прочие положительные персонажи достаточно привлекательны, чтобы их фигурки хотелось поставить на полку и любоваться ими каждый день.
Наконец, сюжет ленты развивается захватывающе и без проволочек, и он удачно сочетает приключения, шутки, переживания и внезапные сценарные повороты. По крайней мере, по меркам детской анимации. Кроме того, в «Семейке» никто из положительных героев не выдирает книги из рук покойников и не делает ничего такого, чего не стоит показывать маленьким детям (да, это опять намек на «ПараНормана»).
И все же называть «Семейку» «шедевром» язык не поворачивается. Потому что, при всей отточенности ее анимации, дизайна и сценария, картина не блещет тонкостью и душевностью финала «ПараНормана» и некоторых сцен «Коралины». Конечно, это блокбастер, а не артхаус, но мы знаем, что лучшие американские мультфильмы могут сочетать одно с другим и создавать такие одновременно грандиозные, увлекательные и трогательные ленты, как «В поисках Немо» и «Как приручить дракона». «Семейка монстров» до этого уровня не дотягивает. Но она заслуживает зрительского внимания и уважения и такой, какая она есть.
С 25 сентября в кино.