Триллер "1814" рассказывает о Пушкине и лицеистах, ловящих в Царском селе серийного убийцу.
Занятно, но слово "Пушкин" практически отсутствует в рекламной компании фильма – одному восемнадцать, другому четырнадцать, кровь в Царском Селе, вот собственно и все. Александр Сергеевич проходит как бы контрабандой, задорной прядью на напомаженной голове костюмного триллера – кому надо, тот поймет, а аудиторию пугать классиком, истрепавшим нервы на школьных экзаменах, не стоит.
Впрочем, солнце русской поэзии получилось вполне свойским. Первый набор Царскосельского лицея проводит свои дни как полагается молодым дворянам – буянит, постигает науки и пишет стихи. Пушкин, Пущин, Горчаков, Дельвиг, Данзас, Кюхельбекер, старшему восемнадцать, младшему четырнадцать, химия, физика, философия. У всех есть ласковые прозвища – Пушкина, например, кличут "обезьяной" к его большому удовольствию. Взрывы на уроке химии, перемежаются рисованием крамольных карикатур на государя, искренним восторгом по поводу русских войск, вошедших в Париж и ночными прогулками к ветреным барышням. Директор лицея Малиновский студентам вместо отца, учителя так же благосклонны, сознавая, что воспитывают государственную элиту.
Беззаботное существование нарушают два обстоятельства. Какой-то злодей принялся убивать и грабить девиц в окрестностях. Пока гибнут лишь крепостные, но кто его знает, как далеко дело зайдет. Вторая беда – умер Малиновский и на его место назначен солдафон, которому нет дела для поэзии.
«1814» (2007) – пожалуй, самая оригинальная и остроумная затея последних лет. История, описанная в фильме, и в самом деле имела место, душегуб действительно шалил в Царском селе. Ловить его студенты, конечно, в 1814 году не ловили, но это как раз не имеет значения – историческая правда лежит не в области авантюрных фактов. Куда досаднее важные мелочи, например прозвище Пушкина, которое в оригинале звучало по-французски и означало "смесь тигра с обезьяной", на чем, в свое время, долго медитировал Лотман.
Однако сама затея создать пушкинистский триллер, отобрав одновременно лавры у Джека Потрошителя как главного чудовища 19-го века, выглядит удивительно толковой и здорово-патриотичной. Не поступившись истиной и даже не акцентируя на этом внимания, фильм ненавязчиво напомнил и про русские войска в Париже, и про великих поэтов и про то, что и маньяки у нас свои имелись. Сценарий Дмитрия Миропольского сумел увязать один естественный образ историю страны, взволнованной новыми идеями свободы, и историю молодых людей, для которых свобода – как воздух.
Проблемой для режиссера Андреса Пуустусмаа, снявшего ранее «Красный жемчуг любви» (2007), стало то обстоятельство, что выражаться языком пушкинской эпохи – дело не простое, тут надо иметь тренированную гортань и специальное выражение лица. Принудить всех актеров принять эпоху близко к сердцу, ему не удалось – странным образом, даже Богдан Ступка, сыгравший Малиновского, и замечательный Лыков, сыгравший одного из учителей, выдавливают из себя архаичные пассажи с явным неудовольствием. По-настоящему точно это получилось лишь у Федора Бондарчука, сыгравшего увлеченного крепостным театром и крепостными актрисами графа Толстого – есть у человека талант к определенным вещам. Сыгравшие лицеистов симпатичные молодые актеры странным образом куда непринужденней, а фейерверк, устроенный сыгравшим нового директора Гуськовым и отставным солдатом Гармашом им хорошая поддержка.
Однако при взгляде на упрощенную режиссуру картины, остается ощущение, что канал СТС, стоящий за проектом, творчески развил идею своего сериала "Кадетство" – тем более, что аудитория у сериала и фильма, кажется, предполагается одна.