Нелепый сюжет, неуклюжая анимация, неуважение к африканцам… В новом, немецком мульт-«Тарзане» нельзя придраться лишь к тропическим красотам
Миллиардер Джон Грейсток и его жена гибнут при попытке найти в африканских джунглях упавший миллионы лет назад метеорит, в котором, как считается, заключена невероятная энергия. В живых остается лишь маленький сын бизнесмена, которого «усыновляет» семья горных горилл. Проходят годы, и парнишка, именующий себя Тарзан, вырастает в привлекательного и могучего юношу, который общается и передвигается как обезьяна. Тем временем новый глава Greystoke Energies Билл Клейтон решает все же разыскать легендарный метеорит. Для этого он подряжает работавшего с Грейстоком эколога Джима Портера и его дочь Джейн, ровесницу Тарзана.
В голливудских киноархивах трудно плюнуть, не попав в одну из многочисленных экранизаций «Тарзана». Книги Эдгара Райса Берроуза экранизировались так часто и так смачно, что в новом «Тарзане» нет никакой необходимости. Тем более что вполне приличный (хотя и не выдающийся) диснеевский мульт-«Тарзан» вышел в 1999 году, и он еще долго не устареет. В отличие от многих кино- и телеверсий этой саги.
Однако немцы не были бы немцами, если бы не считали, что они всех лучше и умнее. В пресс-релизе нового «Тарзана» так и написано: «Перечитав роман о Тарзане, продюсер Роберт Кульцер подумал, что, несмотря на бесчисленные экранизации, эта история никогда не была рассказана в кино должным образом». Ничего себе самомнение! И каким же «должным образом» рассказана история о Тарзане в мультфильме немецких аниматоров из студии Ambient Entertainment?
Прежде всего, новый «Тарзан» анимирован с помощью техники «захвата движений». Казалось бы, фиаско студии Роберта Замекиса Imagemovers Digital наглядно доказало, что эта техника не подходит для создания мультфильмов. Потому что сочетание реалистичных движений и нереалистичной картинки раздражает зрителей (если не на сознательном, то на подсознательном уровне) и творчески ограничивает аниматоров. Но голливудцы немцам не указ, и Ambient наткнулась на хорошо знакомые нам грабли. Правда, в «Тарзане» этот диссонанс напрягает не так сильно, как в некоторых других мультфильмах, однако победить его художникам все же не удалось.
Далее, режиссер Райнхарт Клоосс приплел к сюжету метеорит… и напоролся на целую поляну граблей. Так, если Клейтон хочет камень и до горилл ему дела нет, то с какого перепугу герои ему мешают? У диснеевцев все было понятно – злодей охотится на обезьян, Тарзан защищает свою семью. А где конфликт в новом «Тарзане»? Да, Клейтон ведет себя как подонок, но это повод держаться от него подальше, а не стоять у него на пути. Пусть забирает свою «прелесть» и катится назад в Нью-Йорк! Тем более что камень покоится внутри безжизненной горы, и его изъятие не повредит экологии. И это лишь одна из множества сюжетных дыр, которые образовались от попадания в сценарий метеорита и откровенного, но неумелого цитирования «Аватара» с его «унобтанием».
В-третьих, Клоосс перенес действие в наши дни, но не включил в сценарий ни одного африканца. А это уже ни в какие ворота не лезет. Посреди Африки сидят американцы и решают, что делать с драгоценным метеоритом, а вокруг ни единого негра. Ни чиновников, ни лесников, ни рыбаков, ни повстанцев. Хотя чего-чего, а людей, знающих цену деньгам, в Африке сейчас полно. И просто так они никому ничего не отдают. Не для того Калашников АК-47 изобретал. Проблема была бы решена, если бы немцы сделали Портеров чернокожими африканцами. Кому, как не местным жителям, помогать в поиске сокровища? Но, конечно, Джейн Портер должна быть визгливой блондинкой. А не то дедушка-эсэсовец обидится!
Тем не менее «Тарзан» не беспомощен. Когда Клоос просто цитирует классику, у него получаются и полеты на лианах, и «я – Тарзан, ты – Джейн», и драка Тарзана со злобным вожаком стаи (или чем там живут гориллы?), и эффектнейшие африканские пейзажи с джунглями и водопадами. Но когда немцы пытаются оригинальничать, то так и хочется отнять у них компьютеры и вручить им учебники по написанию сценариев и банальной логике. И еще справочник по нормальной анимации, без всяких «захватов». И пособие по придумыванию шуток. А то в мультфильме приколы можно пересчитать по пальцам. Ну разве можно рисовать «Тарзана» на полном серьезе?