Если вы оказались героем хоррора, вам несдобровать: маньяк в маске или зловредное привидение найдёт жертв в самых потаённых укрытиях. Впрочем, без оптимизма в жанре тоже не обошлось. Специально для тех, кто ассоциирует фильмы ужасов только со смертями, мы выбрали 8 картин, где несчастные выживальцы остаются целыми и невредимыми до самого финала (флешбэки и больные фантазии — исключение!).
Плеяда новых жанровых классиков куда реже удивляет кровожадностью, чем коллеги-ветераны. Дженнифер Кент так и вовсе впору назвать главной гуманисткой современного хоррора. Её вторая работа, «Соловей», всего одной сценой поставила жирную точку в разговоре о насилии: убийство человека, даже самого отпетого негодяя, выглядело в фильме тошнотворно реалистично. Впрочем, авторка не отставала и в нашумевшем дебюте «Бабадук». Несмотря на то что кино рассказывает о проблемных отношениях матери-одиночки с сыном и постоянно подводит к эпизодам домашнего насилия, ни одной смерти на экране так и не последует. Семейка, которая противостоит загадочному чудищу, удивительно ловко разбирается с паранормальным: запирает монстра в подвале и начинает жить «нормальной» жизнью. Если бы все герои хорроров обладали выдержкой Амелии и Сэма, возможно, до финала бы добирались не только последние девушки.
Фильмы Джеймса Вана часто попадают в списки самых страшных хорроров десятилетия и даже века, но настоящих жанровых гиков не обманешь. «Заклятие» — одна из самых «травоядных» франшиз, которой удаётся пугать публику без единого убийства. В первой части, увы, счётчик смертей запустила гибель собаки. Во второй Ван учёл ошибки и сжалился над героями: единственный, кто может умереть во время фильма, — зритель. Да и то от переизбытка сахарности. Патрик Уилсон мило пародирует Элвиса Пресли, а британская семья, позабыв о призраке в доме, в большом кругу празднует Рождество. Да, это всё ещё кино Джеймса Вана, который бесстыдно запускает один джампскейр за другим. И всё-таки австралийскому режиссёру удаётся, как никому другому, балансировать на грани между слащавым мейнстримом и хардкорным жанровым упражнением. Собрались погибнуть? Не в его смену!
Насколько безжалостен был Шьямалан к своим героям во «Времени», настолько же он ценит каждого в «Знаках». На то есть несколько причин. Во-первых, фильм с Мелом Гибсоном — самая что ни на есть библейская притча о вере. После смерти жены священник разочаровывается в призвании и меняет колоратку на отцовскую рубашку. Однако когда на ферму высаживаются пришельцы, мужчина переосмысляет суть божественного промысла. Во-вторых, что даже важнее, «Знаки» — умелое подражание триллерам Хичкока. Британский классик предпочитал оставлять ужас на откуп зрительскому воображению, вот и Шьямалан самое страшное убирает за рамки кадра, позволяя нам самим дорисовать жуткие детали инопланетного вторжения.
От автора «Техасской резни бензопилой» Тоуба Хупера можно было ожидать чего угодно, но только не безобидного семейного ужастика про призрака. Дело в том, что на стиль фильма повлияло видение Стивена Спилберга — сценариста, продюсера и одного из главных инициаторов проекта. В какой-то момент профсоюз даже начал расследование с целью определить, кто является настоящим режиссёром «Полтергейста», настолько часто оскароносный постановщик появлялся на площадке и вмешивался в рабочий процесс. Именно поэтому хоррор про семейку, поселившуюся в «плохом» доме, больше напоминает комнату страха из парка аттракционов. Кошмарные клоуны, скелеты и мертвецы — единственное, чем может встревожить эта классика жанра. Литры крови здесь заменяет пугающий грим, а герои оказываются возмутительно живучими. В 80-е, когда оборот набирали слэшеры, этот PG-хоррор стал настоящим подарком для тех, кто выбирался в кино с детьми.
Писатель Майк Энслин (Джон Кьюсак) селится в злополучный номер отеля «Дельфин», где, по слухам, обитают полчища духов. Сначала скептик не верит в проклятие этого места, но, как только его начинают посещать фантомы прошлого, мужчина лицом к лицу сталкивается с настоящим злом. Стивен Кинг никогда не жалел своих героев, но в одноимённом рассказе судьба протагониста завершилась относительно благополучно. Экранизация Микаэля Хофстрёма и вовсе сглаживает депрессивный финал произведения, оставляя Майку надежду на лучшую жизнь: писатель не просто выживает среди призраков инфернального отеля, но и завершает путь без тяжелой травмы (чем не может похвастаться книжный Эслин). Насколько это удачный ход — решать зрителю, и всё-таки в беспросветно мрачных адаптациях Кинга иногда действительно не хватает однозначного оптимизма.
Когда речь идёт о рыцарских сюжетах, мы всегда представляем сражения на мечах и кровопролитные дуэли. Однако Лоури превратил средневековую поэму в трогательное эстетское фэнтези с призраками, говорящим лисом и лесными духами. Страшное в этом фильме соседствует с поэтичным: приключения бездельника Гавейна настолько же жуткие, насколько и многозначительные. Путь, который герой проделывает до Зелёного рыцаря, — дорога взросления и принятия ответственности. Вдвойне удивительно, что подобный сюжет Лоури удаётся раскрыть без единого убийства: даже когда антагонисту отсекают голову, он смиренно берёт её в руки и уезжает восвояси. Средневековое бахвальство уступает место максималистскому созерцанию мира. Как можно показывать смерть, если герой боится её сильнее всего на свете?
Выбрать роман Рю Мураками, где количество трупов несоразмерно количеству героев, поистине сложная задача. И всё-таки у Николаса Пеша получилось. В «Пирсинге» заурядный семьянин Рид (Кристофер Эббот) борется с мучительной жаждой убийства. Однажды он выбирается на охоту и находит идеальную кандидатуру для расчленения — секс-работницу Джеки (Миа Васиковска). Однако всё идёт не по плану, и маньяк превращается в жертву. В этом фильме глаза пытаются выжечь сигаретой, а лица режут ножами, но до смертей, как ни странно, не доходит. Номер отеля, в который отправились герои, постепенно окрашивается в багрово-красный. Николас Пеш держит зрителя в томном ожидании финального акта насилия, и всё же расправы не происходит. То, что в «Пирсинге» нет убийств, — не результат авторской скромности, а, напротив, сознательная манипуляция зрительскими ожиданиями.
Домохозяйка Хантер (Хейли Беннетт) испытывает странное влечение: она поедает маленькие предметы, разбросанные по дому. Начинает девушка с безобидных шариков и пуговиц, а заканчивает острыми иголками. «Глотай», как и «Легенда о Зелёном рыцаре», занимает нишу между независимым фестивальным кино и хоррором. Правда, в случае фильма Карло Мирабеллы-Дэйвиса речь скорее не о фолк-стилистике, а о кроненберговских истоках. Эта жутко неуютная картина пугает не обилием насилия и смертей, а, напротив, чисто телесным ужасом. Каково это — быть заложником организма? Как в патриархальном обществе обесценивается воля женщины? Ответы на эти вопросы будут страшнее, чем любая кровавая резня из слэшера.