Кто из нас не представлял себя оставшимся в гордом одиночестве в своем городе? Это удивительное ощущение сочетания полной свободы и таящейся за каждым углом опасности будоражит. Будоражит не только нас, но и режиссеров, актеров, продюсеров. Использовать художественный прием с опустевшим городом в кино любят, хотя снимать его в живом мегаполисе очень непросто. Давайте вспомним несколько картин, где на улицах, буквально шаром покати
Кто из нас не представлял себя оставшимся в гордом одиночестве в своем городе? Это удивительное ощущение сочетания полной свободы и таящейся за каждым углом опасности будоражит. Будоражит не только нас, но и режиссеров, актеров, продюсеров. Использовать художественный прием с опустевшим городом в кино любят, хотя снимать его в живом мегаполисе очень непросто. Давайте вспомним несколько картин, где на улицах, буквально шаром покати
Невеселая перспектива – очнуться в больничной палате в полном одиночестве, а по выходу из опустевшего госпиталя понять, что ты один на весь город. Ну, или почти один. Картина Дэнни Бойла стала в какой-то степени знаковой для жанра – в ней в полной красе проявили себя так называемые «быстрые» зомби (хотя у Бойла это скорее зараженные живые, чем восставшие мертвецы). Это сейчас «ходячие» становятся все стремительнее от фильма к фильму, а тогда бегущие толпы мертвяков вселяли в зрителей панический ужас. Мало кто завидовал главному герою, бредущему по пустому Лондону, – слишком много пространства и слишком большой простор для нападения «зараженных».
Компания молодых людей едет через лес и попадает в неприятности. Знакомая ситуация? Конечно – это же завязка доброй половины молодежных слэшеров. «Дом восковых фигур» Жауме Серра именно из этого жанра, со всеми вытекающими. Нам же он пришелся по вкусу из-за антуража: провинциальный городок, в каждом доме которого светит теплый свет, но на деле жилища пусты. Полна лишь маленькая церковь, но и в ней сидят в ряд не люди, а восковые фигуры. Жуть! Впрочем, не меньшая жуть творилась за пределами съемочной площадки – Пэрис Хилтон, исполнительница одной из ролей, настолько не желала оставаться в декорациях заброшенного города, что каждый вечер уезжала в ближайший отель ночевать, в то время как остальные актеры оставались в своих трейлерах.
Еще один хоррор, но совсем иного характера. Основанный на одноименной компьютерной игре фильм рассказывает о матери страдающей необычным заболеванием девочки, отправляющейся в город Сайлент Хилл, вечно скрытый за пеленой дыма мистический центр пересечения нескольких измерений. Пустующий Сайлент Хилл время от времени отправляет своих случайных гостей то в свое прошлое, то в инфернальные альтернативные свои реальности. Между прочим, у этого вымышленного города есть реальный прототип – американский городок Сентрейлия в штате Пенсильвания. 50 лет назад из-за подземного пожара в шахтах город покинули почти все жители. Встречал ли кто-то на его улицах Пирамидоголового, страшно даже спрашивать.
Когда-нибудь наука погубит человечество – таков лейтмотив многих апокалиптических произведений. Герой картины Фрэнсиса Лоуренса «Я – легенда» в свое время распространял недавно изобретенное лекарство от рака, которое оказалось страшным вирусом, превращающим людей в монстров. Теперь ему приходится слоняться по пустым улицам Нью-Йорка со своим единственным другом-псом. Кстати, действие фильма решено было перенести в Нью-Йорк из Лос-Анджелеса, фигурировавшего в литературном первоисточнике, именно для того, чтобы добавить драматизма происходящему – ведь «Большое Яблоко» никогда не спит, а значит, улицы его никогда не пустуют.
Но что мы все о монстрах да болезнях? Давайте о хорошем. О Вселенском Аннигиляторе Ландшафтном Легком – Интеллектуальном, а попросту о ВАЛЛ-И. С фильмов студии Pixar спрос всегда особый, но к «ВАЛЛ-И» придираться затруднительно – более человечными, чем заглавный персонаж и его механическая подружка ЕВА, сложно показать даже самих людей. На протяжении нескольких лет ВАЛЛ-И бороздит оставленную людьми Землю, занимаясь предписанной его программой уборкой мусора. При этом робот тщательно изучает человеческую культуру, постигая секрет того, что отличает людей от машин. Стоит ли упоминать, что картина заслуженно получила анимационный «Оскар»?
Мы не можем обойтись в наших рассказах без упоминания России. И поскольку в отечественном кино ярких сцен опустошенных городов не так много, нам пришлось обратиться к голливудской картине, основным местом действия которой становится Москва. Пустая Москва. Москва, захваченная таинственными пришельцами. Можно ругать картину, но можно относиться к ней и с гордостью – это у нас в столице спокойно плавают по Москве-реке атомные подводные лодки! А все для того, чтобы одержать верх над таинственными сущностями, питающимися электричеством, а людей превращающими в пепел. Лента страдает катастрофическими провалами в географии города, но при этом вид пустой столицы России завораживает.
Никуда от зомби нам не деться, с них начали, ими и закончим. Только теперь сменим вектор повествования, как сделали это авторы мелодраматического фильма ужасов «Тепло наших тел». Главным героем картины является ходячий мертвец по имени Р (ничего, кроме первой буквы своего имени, он не помнит), влюбляющийся в выжившую в апокалипсисе девушку – охотницу на мертвяков. Этим новоявленным Ромео и Джульетте придется немало испытать, прежде чем жизнь (или смерть, как у кого) наладится. В том числе придется побродить по оставленным живыми городу и пригородам, спасаясь от гнева предводителей зомби и людского командования. Огромный пустой аэропорт среди мест действия особенно завораживает – о таком мечтается особенно приятно, невзирая на угрозу лишиться мозгов, столь любимых ходячими.