
Слишком тяжеловесный и прямолинейный биографический фильм о человеке, который на рубеже XX-XXI веков предложил новое прочтение религиозных текстов
В еженедельной рубрике "Мимо кассы" мы рассказываем о фильмах, которые не появятся в российском кинопрокате, но все-таки могут заслуживать вашего внимания.
К сорока годам популярность пастора Карлтона Пирсона вышла за пределы городка Талса, штат Оклахома, – красноречивый оратор, блистательно владеющий аудиторией и сыплющий цитатами из Писания, стал точкой притяжения для верующих евангелистов со всей Америки. После нескольких аншлагов в своей церкви Пирсон отправляется нести Слово Божье по городам Среднего Запада и везде находит единомышленников, больше того, главы религиозных объединений чествуют популярного священника. Но однажды Карлтона посещает озарение – в катастрофах и страданиях, охвативших планету, он видит знак того, что Библия до сих пор трактовалась неверно, что христианский ад находится здесь, на земле, а после смерти каждый человек, вне зависимости от своих деяний, попадает на небо. Неожиданная трактовка не находит понимания не только у паствы, но и у ближайшего окружения Пирсона, а епископат объявляет строптивого пастора еретиком. Карлтон вынужден оставить Церковь, но вера его все еще крепка…
Если вы думаете, что в России религия занимает слишком большое место в общественной и личной жизни граждан, то вынуждены вас разочаровать – Запад куда более плотно пронизан невидимыми струнами веры. Часто мелькающие в кадре фильмов и сериалов традиционные воскресные походы в церковь вовсе не преувеличение, американцы действительно свято чтут каноны и всецело отдаются традициям. А уж сколько в тех же США направлений и ответвлений протестантизма и католицизма, каждое со своим сводом правил, со своей трактовкой святых текстов, со своим представлением о бренном мире и вечной жизни, и не сосчитать. Вот только нам здесь, за океаном, в разнообразии, а тем более во внутренних противоречиях и конфликтах конфессий разобраться очень непросто, а потому биографическую драму «Еретик» рекомендовать сложно – непростая тема требует подготовки и хотя бы поверхностных знаний основ теологии, иначе даже суть противостояния Героя и Системы окажется недоступна пониманию.
Чтобы по достоинству оценить те парадоксы, которые приводит Карлтон Пирсон в качестве объяснения своей теории об аде на земле, от зрителя потребуется гибкий ум и способность осмысливать непростые философские конструкции. Обосновывая свои взгляды, пастор пользуется как довольно популистскими примерами, вроде апелляции к невинно страдающим и умирающим детям, так и тонким «тюнингом» смыслов, заложенных в Библии, которая до сих пор трактуется разными вероучениями едва ли не противоположно. В определенной мере это даже интересно, но обыватель должен быть готов к тому, что «Еретик» на 99% состоит из заумных диалогов о природе веры, обсуждений значения догм и цитат из апокрифов. То еще испытание.
Потому и не имеет смысла разбирать по косточкам правоту или, наоборот, ересь Пирсона, мы не настолько подкованы, чтобы вступать в подобные дискуссии, но фильм от этого не становится пустой тратой времени – вольно или невольно авторы картины показали изнанку тех мероприятий, что проводятся под крышами церковных залов, – и вот это действительно интересно вне зависимости от взглядов главного героя. Мы, например, можем увидеть, что пастора в большой степени волнует число пришедших на его проповедь, словно он рок-звезда, а не священнослужитель. Любопытно выглядят репетиции и тренировки перед теми шоу с песнями и танцами, которые проходят в протестантских храмах (в американской Википедии Карлтон, кстати, указан как певец, а вовсе не церковник). Это, возможно, не самые необходимые знания, но интересные штрихи, позволяющие понять, что же творится в зале, где чтение Библии вдруг прерывается концертом госпел-коллективов.
Другой достойный повод посмотреть «Еретика» – актерские работы. О Чевителе Эджиофоре много говорить не нужно, харизматичный актер не достигает здесь высот «12 лет рабства», но все равно держит внимание в каждой сцене, особенно там, где его персонаж близок к отчаянию и сомневается в сделанном выборе. Несколько неожиданно видеть в подобной картине Джейсона Сигела, который старательно избавляется от комедийного ярлыка, и Мартина Шина, примерившего на себя строгий костюм одного из самых известных телепроповедников Орала Робертса. Как обычно, украшает кадр Дэнни Гловер в небольшой, но важной роли дядюшки главного героя – ленте явно повезло с ансамблем.
А вот сценарной и режиссерской удачей «Еретика» не назовешь – сюжет не предусматривает каких-то неожиданных поворотов, фильм укладывается в простую синусоиду «успех – падение – новый взлет». Примерные действия окружающих Пирсона персонажей можно легко предугадать: этот отступит и уйдет, этот разочаруется, эта будет всегда рядом, этот отвернется, но лишь для того, чтобы снова встать рядом, – захватывающим этот набор штампов не назовешь, но и тема не располагает к резким движениям.
Никто не посмотрит на вас с укоризной, если вы пройдете мимо этого проекта, тем более что и до кинотеатров он ожидаемо не добрался, никто не осудит, если вы выключите фильм на десятой минуте просмотра, это тоже объяснимо. Но если сложность и некоторую монотонность преодолеть удастся, то наградой станет небольшой дополнительный пунктик в вашу базу знаний. Оказывается, в Америке все еще объявляют непослушных проповедников еретиками. И кто после этого катится в средневековье?