Очаровательная голландская смесь романтической комедии с ироническим триллером и социальным памфлетом
После смерти матери аристократ-миллионер Якоб (Йерун ван Конигсбрюгге) решает, что он наконец-то вправе покончить с собой и проститься с жизнью, которая никогда его не радовала. После нескольких неудачных попыток самоубийства Якоб узнает о похоронной компании «Элизиум», которая в качестве дополнительной услуги помогает клиентам умереть. Заказчик может либо сам выбрать подходящую смерть, либо положиться на фирму. Якоб выбирает «сюрприз». В тот же день он знакомится с Анной (Джорджина Вербаан) – клиенткой конторы, которая также заказала «сюрприз». Общий интерес к смерти сводит героев вместе, и вскоре они влюбляются друг в друга. Однако когда почувствовавший вкус к жизни Якоб просит гробовщиков об отсрочке, те объясняют, что всегда выполняют заказ. Так что миллионеру и Анне приходится спасаться бегством…
Нидерланды – страна высокой культуры, но не самого мощного кинематографа. Прогремевших за пределами страны режиссеров можно пересчитать по пальцам: Пол Верховен, Йос Стеллинг, Антон Корбейн, Ян де Бонт… Принадлежит к этому узкому кругу и Майк ван Дим, который в 1998 году получил «Оскар» за фильм «Характер» в категории «лучший фильм на иностранном языке». Казалось бы, этот триумф должен был стать мощным началом карьеры для постановщика, прежде работавшего над рекламой. Но вместо этого ван Дим замолчал на 17 лет, до выхода «Сюрприза» – печальное подтверждение того, что голландское кино сейчас не в лучшей форме.
Еще более показательно, что «Сюрприз» изначально разрабатывался как голливудский проект, и интерес к главной женской роли проявляла Скарлетт Йоханссон. Но договориться с иностранными продюсерами ван Диму не удалось, и он вынужден был вернуть «Сюрприз» на родину и довольствоваться голландскими актерами, голландской съемочной группой и голландским бюджетом.
Жаль, потому что его картина заслуживает куда большего внимания, чем то, которое обычно уделяется фильмам из второстепенных европейских стран («второстепенных» в кинематографическом отношении). «Сюрприз» – это увлекательное жанровое кино и глубокое и провокационное авторское произведение в одном флаконе. При этом ван Дим не довольствуется одним жанром, а мастерски их переключает, удерживая зрителей в тонусе. «Сюрприз» начинается как игривая мрачная комедия о незадачливом самоубийце, затем превращается в нежную и по-хорошему старомодную романтическую комедию, вызывающую в памяти ленты вроде «Римских каникул» (Джорджина Вербаан не похожа на Одри Хепберн, но чем-то неуловимо ее напоминает), а под конец перерастает в иронический триллер. Юмор картины на всем ее протяжении остается сравнительно интеллигентным и зачастую уморительно смешным, а понятная скромность экшена ничуть не расстраивает, поскольку это по своему духу камерная история, которая ничуть бы не выиграла, если бы герои в кульминации разнесли Амстердам и еще пару городков в придачу.
В чем же в «Сюрпризе» глубина и провокация? В том, что картина защищает и одобряет право людей на самоубийство – самостоятельное или с помощью других. Да, главные герои в определенный момент решают повременить со смертью. Но у «Элизиума» есть и другие клиенты, и против их смертей картина, кажется, ничего не имеет. При этом речь не идет исключительно о смертельно больных людях – всего лишь о тех, кто утратил интерес к жизни или никогда его не имел. При желании ленту даже можно истолковать как призыв лечить депрессию смертью, хотя ее реальный «месседж» сложнее, и от него не получится отмахнуться как от заведомо завиральной идеи.
Как видите, в то время как многие ленты на социальные темы лишь констатируют очевидное и всеми принятое, «Сюрприз» пытается продвинуть общественную дискуссию в весьма некомфортном для большинства направлении. Это смелый художественный поступок, и он заслуживает внимания тех, кто обожает артхаусное кино, задающее людям неудобные вопросы.
Если же вы не собираетесь задумываться о том, как бы вы хотели уйти из жизни, то «Сюрприз» вполне можно смотреть как занимательную и душевную жанровую ленту. Которая может и посмешить, и порадовать… И восхитить богатством Якоба, «скромная обитель» которого размером со средний королевский дворец. Напоследок похвалим ван Дима за то, как в его фильме изображены русские, пытающиеся купить поместье миллионера. Потому что таких русских вы еще в западном кино не видели. Не будем рассказывать, кто именно и почему хочет купить поместье, но поверьте – для вас это будет приятный сюрприз!
С 17 сентября в кино.