Обзор иностранной прессы по фильмам «Между» и «Ворон».
Персона Эдгара Аллана По известна каждому и неизвестна никому. Американский классик – одна из самых таинственных фигур мировой литературы. Его жизнь и смерть окружают загадки, его судьба полна противоречий, а разум так же мрачен, как и его рассказы.
Личность Эдгара По – истинный парадокс: он жил в богатой семье, но с семнадцати лет скитался по стране; как говорил Майн Рид, он «любил изрядно пошалить», но в его душе жил ужас; он был гением, но прижизненного признания долго не получал.
«По превосходно обтесал груду камней, которых хватило бы на впечатляющую пирамиду, но все они так и остались валяться перед площадкой для будущей постройки, не образовав хотя бы фундамента», – отозвался Джеймс Рассел Лоуэлл об эпохальной книге «мрачного» писателя «Ворон и другие стихотворения».
Смерть По – дело, покрытое мраком. Он бредил и страдал, причину его погибели так и не сумели установить, и все посмертные легенды никак не подводятся под один знаменатель: одни говорят, что По свел в могилу алкоголь и опиум, другие высказывают предположения о туберкулезе, третьи считают, что великого писателя убили, четвертые, напротив, думают, что По наложил на себя руки, всплывала даже версия с сифилисом. Одним словом, смерть По – это ребус, который невозможно разгадать. Некоторые ученые не исключают, что в могиле писателя лежат не его останки… Эдгар Аллан По был «душевно больным, но с тяжелым приступом душевного здоровья». Судьба По – безграничный рабочий материал для исследований, книг и фильмов.
Сны – смерти лоскутки… О, как они мне ненавистны!
Эдгар Аллан По
У Фрэнсиса Форда Копполы несколько другое отношение к сновидениям.
«Это дар, мне приснилась история, и я подумал, что, возможно, из этого получится сделать страшный фильм. Я понял, что это будет готический романс», – сказал Фрэнсис Форд Коппола в 2010 году в разговоре с журналистом NY Times.
Сначала режиссер «Крестного отца» изложил свои мысли на бумаге в рассказе «Twixt Now and Sunrise»: увядающий писатель Холл Балтимор приезжает в захолустный городок, где произошло загадочное убийство. Балтимора поглощает эта история, у него начинается помешательство – во сне к нему является призрак окровавленной девочки, и с ее помощью писатель надеется закончить свою новую книгу о вампирах, потустороннем мире и Эдгаре Алане По.
Вот такие сны снятся маэстро Фрэнсису. «Между» был показан в рамках программы нескольких фестивалей: в Канаде, Италии и Франции.
Французский блог La blog du cinema обращает внимание на многообразие жанров в картине Фрэнсиса Форда Копполы: «Между» – это пересечение жанров: здесь есть и драма, и комедия, и фантастика – все это сценарист завернул по-своему«.
»По-своему« – это, как считает Джозеф Джон Лантье (Joseph Jon Lanthier/Slant Magazine), в грайндхаус-стиле: »Коррумпированный шериф, готичный детский образ вампира, сексуальные (или асексуальные) символы, «угроза», нависшая над городом, затуманенное озеро – все это грайндхаус Копполы. Тем менее, все происходящее выглядит глупо, а вымышленная вселенная главного героя слишком кровава и вызывает приступы клаустрофобии. Таким образом, Фрэнсис Форд Коппола примкнул к числу авторов-мыслителей, неправильно интерпретировавших Эдгара Аллана По«.
Роберт Белл (Robert Bell/Exclaim.ca) счел »Между« слишком сложным для понимания: »Представленная как ода Эдгару Аллану По картина Копполы, пропитанная тонкой иронией и претенциозными репликами, ничего в себе не несет, если не обладать достаточными знаниями о предыстории фильма и Эдгаре По«.
Судя по выводу Питера Кей (Peter K./Twitch), »Между« не только обладает глубоким, еле читающимся подтекстом, но и в высшей степени странной атмосферой: »Неуклюжее прочтение строк, эксцентричный сюжет и слабые до ужаса компьютерные эффекты. Коппола сделал фильм безумным, причем сделал он этого с самоуверенной ухмылкой«.
Фрэнсис Форд Коппола сделал мрачный, экстраординарный, жуткий и противоречивый фильм под стать натуре Эдгара Аллана По. Понять такое без соответствующего настроя тяжело. Трейлер фильма заканчивается словами: »Вы будете сильно удивлены«… пожалуй, можно добавить, что удивление перемешается с озадаченностью.
Премьера »Между« в России состоится 26 апреля.
Данную интерпретацию понять намного легче. »Ворон« Джеймса МакТига – захватывающий детектив, подгоняющий историю Эдгара По под голливудский стандарт: стрельба, погони, интриги и больной на голову имитатор, преследующий литературного гения.
Ким Ньюман (Kim Newman/Empire) метко подметил, что »Ворон« МакТига – викторианская версия »Семи« Финчера: »Отвратительные убийства по мотивам знакомых произведений – женщина, которую затолкали в дымоход; критик, которого разрезали пополам огромным маятником и тому подобное. Единственный ключ к головоломке – подсказки, которые оставляет убийца, воплощая в жизнь ужасы, роящиеся в голове автора«.
Питер Брэдшоу (Peter Bradshaw/The Guardian) пошел еще дальше и выстроил целый ассоциативный ряд: »Немного «Пилы» и «Семи», чуточку «Театра крови», плюс ужасы Стивена Кинга и нуар Джона Апдайка. Приятно сознавать, что за век до Ганнибала Лектора в Балтиморе уже был серийный убийца«.
Эллиоту Ноублу (Elliot Noble/Sky) такой подход режиссера и сценариста с говорящей фамилией Шекспир пришелся по душе: »В духе истинного По «Ворон» предлагает нам вымышленную историю, которая точно передает всю мрачную загадочность вокруг последних дней писателя«.
Мэтью Тернер (Matthew Turner/View), безусловно, посоветовал бы вам посмотреть »Ворона«: »Увлекательный триллер, среди плюсов которого можно отметить грамотный сценарий, атмосферную режиссуру, довольно-таки неприятные убийства и великолепную игру Джона Кьюсака«.
Эдгар Аллан По создал форму современного детектива, а Джемс МакТиг и Ханна Шекспир ее воплотили. Что из этого получилось? Посмотрите сами! 12 апреля »Ворон" стартовал в российском прокате.