Весьма эффектная фантастика – масштабная, театральная, мелодраматичная и впечатляющая
Во время попытки переворота, предпринятой генералом Зодом (Шэннон) на умирающей планете Криптон, главный ученый Джор-Эл (Кроу) отправляет своего сына Кал-Эла, первого за многие столетия ребенка, родившегося на планете естественным путем, на ракете в космос. Корабль терпит крушение на Земле, где мальчика окружает любовью супружеская чета по фамилии Кент (Костнер и Лейн). Родители стремятся сохранить в тайне то, что их сын обладает невероятной силой и эстрасенсорными способностями. Однако когда через 33 года на Земле появляется Зод, разыскивающий Кал-Эла, для Кала/Кларка (Кэвилл) настает время показать себя.
Всегда считалось, что снимать фильмы о Супермене (по крайней мере, интересные фильмы!) – дело нелегкое. Толстошеего, с квадратной челюстью, серьезного и абсолютно положительного персонажа вряд ли можно назвать столь уж соблазнительным для актера и даже для сценариста. В отличие, кстати, от Бэтмена. Вот тот да, настоящий лакомый кусочек. У него имеется внутренний мир, который можно исследовать. Такая огромная темная пещера. Трудное детство, фобии, гнев, чувство вины, дисциплина. Как обнаружил и замечательно показал всем нам Кристиан Бэйл, там есть где покопаться и есть чем руки испачкать. Бэтмену бывает больно, он истекает кровью, он ломается. Он не летает, но очень стильно падает.
А Супермену оказаться на седьмом небе (в буквальном смысле этого слова) – это раз плюнуть. От его грудных мышц, с виду напоминающих здоровенные валуны, пули просто отскакивают. Залезть под такую неуязвимую и сверкающую моралью кожу куда как труднее. Да, он, как и Уэйн, сирота, однако взращенный любящей супружеской парой в самом сердце страны яблочных пирогов. Помимо этого, он еще и по сути – бог. Да, он выглядит как хомо сапиенс, но он не человек. Почти как у Шекспира: если его уколоть, у него не пойдет кровь. И вообще, мы сильно подозреваем, что его даже щекоткой не проймешь!
Кристофер Рив нашел путь во внутренний мир героя через образ репортера «Дэйли Планет» Кларка Кента. Рив мастерски показал смиренную, заикающуюся, неуклюжую ипостась Кал-Эла. Он с первого взгляда всем нравится, всем кого-то напоминает. Короче, нормальный парень! Генри Кэвилл подобной роскоши лишен. Сценарист Дэвид Гойер при поддержке Кристофера Нолана совершенно не собирается отдавать дань уважения старым фильмам Ричарда Доннера и Ричарда Лестера или делать из них пастиш. Все это уже испробовал Брайан Сингер, и, несмотря на множество никем не замеченных достоинств «Возвращения Супермена», у зрителя фильм не пошел. В новой версии оригинальной истории за авторством Гойера, Нолана и режиссера Зака Снайдера дихотомия Кларк/Кал – это не противопоставление клоуна-очкарика рыцарю в доспехах какого-нибудь цвета. Здесь землянин противопоставляется криптонианцу. Дитя двух миров, погибшего и находящегося на грани гибели… Для еще относительно зеленого Кэвилла роль очень сложная, и хотя он находит некоторые интересные нюансы (когда герой впервые дает в морду Зоду, возникает полное ощущение, что он выпускает наружу долго копившуюся ярость; мальчик наконец-то дает сдачи задире-хулигану), его Кал все же несколько чопорен и оттаивает чересчур медленно. Как уже было сказано, щекотки он не чувствует. То же самое можно сказать и о сценарии Гойера. Посмеяться на «Человеке из стали» вам вряд ли удастся.
Нолановскую трилогию о Темном Рыцаре обвиняли в отсутствии чувства юмора, и обвиняли несправедливо: серьезное отношение к теме в данном конкретном случае было просто необходимо. Кроме того, у Бэтмена был Альфред, и экзистенциальные страхи Бэйла уравновешивались сухим юмором Майкла Кейна. К тому же там были еще и Джокер, наводящий ужас, но время от времени отпускающий отличные шуточки, Селина Кайл, да и свой собственный «Кларк Кент» в облике туповатого плейбоя. Удивительно, но подобной легкости в «Человеке из стали» куда меньше, чем в трилогии Нолана. У кэвилловского Кал-Эла нет партнеров, отпускающих саркастические реплики, зато имеются ораторствующие менторы: Джонатан Кент в исполнении Кевина Костнера отчитывает его чуть ли не за то, что у него трусы из-под брюк видны, а пышноволосый Джор-Эл (Расселл Кроу) умоляет дать шанс Земле. Его главный враг – генерал Зод, которого мощно, с впечатляющей свирепостью играет Майкл Шэннон. Зод в своей черной, словно сам космос, броне с шипами и со строгой эспаньолкой мог бы быть древнеримским диктатором или последним выжившим из «Дюны» Дэвида Линча. В нем полностью отсутствует высокомерное равнодушие персонажа Теренса Стампа: этот Зод все делает по уставу и пламенно верен присяге. Заложенные в него от рождения с помощью евгеники «благородные» намерения позволяют ему без малейших угрызений совести совместить несовместимое и пойти на уничтожение целой расы. Он достойный соперник Кала, физически ни в чем не уступающий Супермену, но, в отличие от мерзкого толстяка Лекса Лютора, он не язвит.
Казалось бы, уж от умницы Лоис Лейн в исполнении Эми Адамс, вполне себе материальной девушки с волосами еще более рыжими, чем в комиксах Джона Бирна восьмидесятых годов (его мини-сериал «Человек из стали», скорее всего, был одним из главных источников вдохновения для Гойера) можно ожидать некоторого легкомыслия. Как бы не так: она скорее раздражительна, чем развязна, и шуточек типа «Вы меня поймали? А вас кто-нибудь уже поймал?» от нее не дождешься. И все же не стоит винить ее за то, что чувство юмора у нее хуже, чем у героини Марго Киддер: мало того, что ее газета вот-вот закроется, не выдержав конкуренции со стороны интернета, так еще и в ее родном городе (интересно, что название «Метрополис» в фильме не употребляется ни разу) приземляется инопланетянин, решивший «терраформировать» (наверное, все-таки «криптоформировать»?) планету, для чего собирается уничтожить на Земле все живое, поскольку геноцидом не брезгует.
Итак, «Человек из стали» – фильм серьезный, однако, возможно, таким он и должен быть. Помимо всего прочего, Супермен возвращается на экраны, где уже есть другой бог-инопланетянин, Тор, не говоря уже о Железном человеке, Халке… да чего там мелочиться – обо всех Мстителях сразу! В этих условиях сразу же исключить все и всяческие ухмылки насчет внутренней абсурдности новой ленты – очень неглупый ход. В своем новом подходе к фильму «Человек из стали» не избежал некоторых досадных логических ляпов (происхождение и природа сил и возможностей нашего героя объяснены, а вот откуда аналогичные суперспособности взялись у Зода и его мега-головорезов, так и остается невыясненным), однако то, как Гойер рассматривает появление Кал-Эла в современной геополитической ситуации, заслуживает высокой оценки. Тем самым достигается дополнительная драматическая напряженность: Кал-Эл не только незаконный иммигрант, он еще и оружие массового поражения размером с человека. Само собой, правительство США ему не доверяет. Кроме того, хотя «Человек из стали» не сравнится с «Мстителями» в части остроумия, как зрелище он выше на голову.
Фильм поражает масштабностью. Действие начинается на Криптоне, детально проработанном мире огромных вулканических скал и чудовищных ревущих рептилий. Это старая планета, погибающая в экологической катастрофе и своими биомеханическими стручками для выращивания детей живо напоминающая «Матрицу» с ее ужасающей «пустыней реальности». В ее горящих небесах парят огромные черные, как сама тьма, космические корабли и странные зоологически невозможные существа, а уж если в самом начале фильма появляется Расселл Кроу верхом на четырехкрылом драконе, зритель воспринимает это как откровенную заявку на эпос. Невероятный, неземной размах и гипертеатральность этой космической оперы затем плавно переносятся на улицы метрополисов и маленьких городов Америки.
Как бы то ни было, когда Супермен (так героя впервые и словно между делом называют через пару часов после начала фильма) на полной скорости обменивается ударами с облаченными в черные плащи с капюшонами приспешниками Зода в черных капюшонах, среди которых изящная соратница генерала, лейтенант Фароа в исполнении очень похожей на Кэрри-Энн Мосс Антье Трое, сопутствующие потери неизбежны. Здания оседают, рушатся и взлетают на воздух, толпы землян гибнут в огне и тучах пыли. В части широкомасштабного разрушения городов десептиконам и читаури еще нужно поучиться у криптонианцев (не исключая и самого Супермена).
Здравомыслящий и уверенный в себе Зак Снайдер – несомненно, отличный выбор на должность режиссера подобного фильма.
В итоге мы получили именно такого Супермена, которого и следовало ожидать от человека, снявшего «Хранителей». Человека, любимое слово которого, судя по всему, – «обалденно», а на втором месте с минимальным отрывом следует «суперобалденно».