Компания "Кармен Видео" 12 сентября 2007 года выпускает серию документальных фильмов, объединенных названием "Мартин Скорсезе представляет: Блюз" -- хороший подарок для любителей музыки стиля блюз и почитателей таланта знаменитого режиссера.
Мартин Скорсезе известен в кинематографических кругах не только, как режиссер, но и как большой любитель музыки. Он в свое время принимал участие в создании документальных фильмов о таких музыкантах, как Эрик Клэптон и Боб Дилан, снимал музыкальное видео на песню Майкла Джексона "Bad", сейчас работает над документальной лентой об истории группы Rolling Stones, которая потом должна получить и свое продолжение в виде фильма художественного.
А несколько лет назад Мартин Скорсезе затеял еще один необычный музыкальный кинопроект – "Блюз" – в котором выступил в качестве и продюсера, и сорежиссера. Уникальность "Блюза" в том, что фильмы о музыке здесь снимают и рассказывают люди, довольно неожиданные. В числе режиссеров сериала – такие кинематорафисты как Майк Фиггис, Вим Вендерс или Клинт Иствуд, что вызывает интерес даже у человека, вовсе незнакомого с этим направлением в музыке.
Сериал включает в себя семь частей, общая задача которых, по словам самих авторов, – обратиться к истокам блюза и проследить, как эта музыка обретала свой вес и влияние в Северной Америке и за ее пределами. Каждый из режиссеров по-своему подходит к раскрытию этой темы. Фильмы превращаются то в документальные кинобиографии с жизнеписанием ветеранов блюза, то в видеоклипы на самые популярные композиции, то в репортажи с мест настолько отдаленных, что с трудом верится, что именно туда уходят корни блюза.
"Мы ставили перед собой задачу создать как можно более личные и чувственные работы, посвященные блюзу, рассказать о нем так, как его понимают первоклассные кинорежиссеры, поклонники этого жанра", – так объясняет Мартин Скорсезе идею своего проекта.
Сериал открывается фильмом самого Скорсезе «Из дальних странствий возвратясь» /Feel Like Going Home/ (2003), где режиссер обращается к самым истокам "черной" музыки – и копнуть он решил очень глубоко. Съемочная группа отправилась на берега реки Нигер в Мали, откуда родом были невольники, складывающие первые блюзы на берегах Миссисипи за сбором хлопка и сахарного тростника. Картина изобилует архивными записями, уникальными фактами и, конечно же, – музыкой. В центре внимания Скорсезе – музыканты Джон Ломакс и Лид Белли. Именно они первыми начали записывать блюз в 30-х годах прошлого столетия.
В последующих сериях проекта за дело взялись коллеги Мартина Скорсезе, которые рассказали о блюзе в самых разных его проявлениях, и по большей части – в самых интересных и необычных.
Героями фильма Вима Вендерса «Душа человека» /Soul of a Man, The/ (2003) стали его любимые артисты – Скип Джеймс, "Блайнд" Вилли Джонсон, Джей Би Ленуар. Все эти музыканты уже отошли в мир иной, но Вендерс нашел решение в документальной постановке. Он пригласил известных и внешне похожих на героев серии музыкантов – Ника Кейва, Лу Рида и Кассандру Уилсон, взял музейную кинокамеру 20-х годов и отправился снимать в маленький городок в штате Луизиана – где даже не было необходимости строить декорации.
Ричард Пирс посвятил свою часть «Дорога на Мемфис» /Road to Memphis, The/ (2003) Би Би Кингу и его родному городу. Мемфис фактически стал родиной для целого самостоятельного направления в блюзе.
Оба упомянутых фильма насыщены редкими и архивными съемками, а четвертая серия – «Греясь на дьявольском огне» /Warming by the Devil's Fire/ (2003), – снятая Чарлз Бернетт (
Режиссер Марк Левин («Уимблдон» /Wimbledon/ (2004)) обратился к одному из наиболее популярных музыкальных направлений, – рэпу, истоки которого также исходят из блюза. В его работе «Крестные отцы и крестные дети» /Godfathers and Sons/ (2003) говорят и "начитывают" Чак Ди (Public Enemy), Маршалл Чесс (сын Леонарда Чесса и главный наследник фирмы Chess Records). Они вспоминают о временах расцвета чикагской школы блюза, сравнивают новое направление с тем, что делали ветераны.
Киноэкспериментатор Майк Фиггис (
Фильм Клинта Иствуда «Блюзом по клавишам» /Piano Blues/ (2003) – страстное признание в любви фортепианному блюзу. "Пианино – самый важный музыкальный инструмент, – говорится в картине. -- Джордж Бернард Шоу написал, что его изобретение стало для музыки тем же, чем изобретение печатного станка для поэзии".
Конечно, не так интересно говорить об этих фильмах, как смотреть их и даже слушать. Понимать, как блюз из когда-то "черной" и подпольной превратилась почти в элитарную – ведь ей посвящают свои работы такие мэтры кино. А заодно ощущать, что эти фильмы рассказывают нам об их авторах. Судите сами: Чарльз Бернетт в своем фильме рассказывает о собственном детстве, когда он, будучи юным, метался между дядей, обожавшим блюз, и матерью, для которой это была "музыка дьявола". Суть этого конфликта – в противостоянии консервативных ценностей и возвышенных песнопений госпела с низменными стонами блюза, которые слушал в 50-х мальчик Чарли из штата Миссисипи.
Майк Фиггис сам – в прошлом музыкант. Он даже играл на духовых в первой группе Брайана Ферри. И до сих пор собирает группу, чтобы выступить на каком-нибудь Лондонском джазовом фестивале или, хотя бы, поджемовать с Вуди Алленом.
Сложно себе это представить, но Клинт Иствуд – пианист. В 1996 году он с успехом выступил в Карнеги Холле. "Блюз всегда был частью моей музыкальной жизни, а уж фортепианный и подавно занимал особое место, – говорит он. -- Моё увлечение началось с момента, когда мама принесла домой записи Фэтса Уоллера. Музыка вообще – важная составляющая моей работы в кино. Я счастлив, что мне представилась возможность сделать фильм о фортепианном блюзе, которому я предан всю жизнь и которому, наверное, предпочту всю прочую музыку, когда-либо звучавшую в моих фильмах".
А Вим Вендерс не скрывал свои музыкальные пристрастия и раньше – все помнят его Buena Vista Social Club, снятый вместе с блюзменом Рэем Кудером. И вот ему открылась новая возможность: "Эти песни открывали мне целый мир. Я чувствовал, что тут правды куда больше, чем в любой книге или в кинофильме. Я снял не столько документальное, сколько поэтическое кино, в котором попытался описать, что же так тронуло меня в песнях этих людей, в их голосах", – признается он.
Не скрывает ностальгии и Марк Левин: "Мы снимали Сэма Лея и его группу на Чикагском фестивале, когда они играли блюзовый стандарт Мадди Уотерса "Got My Mojo Workin'", – рассказывает он. -- Я закрывал глаза и мгновенно становился пятнадцатилетним подростком, впервые услышавшим эту песню в версии Пола Баттерфилда, зависая в подвале у приятеля. В тот день моя жизнь бесповоротно изменилась, а эта музыка до сих пор хватает меня за душу. Я хотел запечатлеть в своем фильме те чувства, которые за 35 лет ничуть не потускнели".
Проект "Блюз" – это откровение Мартина Скорсезе, его признание в любви этому музыкальному жанру. Однажды он таким образом сделал реверанс классическому американскому кинематографу, сняв
/A personal journey with Martin Scorcese through American movies/