Зрительский фаворит наградного сезона оказывается второсортной автобиографической драмой, застрявшей в воспоминаниях.
Девятилетний Бадди (дебютант Джуд Хилл) живёт в столице Северной Ирландии Белфасте в период Гражданской войны 1969 года (протестанты громят дома проживающих в городе католиков). Его дружная семья (папа, мама, брат, бабушка и дедушка) всячески поддерживает его, растит в благоприятной обстановке, но в ближайшее время герою нужно будет сделать тяжёлый выбор: уехать из страны или остаться, несмотря на беспорядки и военное положение.
Кеннету Бране, вероятно, позарез требовалось закрыть гештальт, а лучше несколько. Для этого он на карантине весной 2020-го: 1) решил вспомнить и воссоздать собственное детство, проведённое в Белфасте; 2) сделал личное деликатно и обнадёживающе публичным, чтобы зрители почувствовали облегчение в эпоху жгучей неопределённости; 3) ориентиром взял избегающий его «Оскар». Брана был номинирован пять раз, и каждый — в разной категории (актёр/режиссёр/постановщик короткого метра). Увы, но третий пункт покрывает остальные два, а меркантильность выглядывает из каждого кадра — от похожей на туристический адвертайзинг заставки фильма до пресловутых монологов о предназначении, которые зрители даже в начавшемся десятилетии слышали десятками.
Что конкретно получилось у Браны? Монотонный, зачем-то увязший в чёрно-белом формате и совсем не интересный мир, показанный глазами ребёнка. После такого все дети должны резонно оскорбиться — они ведь далеко не такие скучные, как кажется или помнится режиссёру. Даже если рассматривать «Белфаст» как попытку обращения к собственным истокам, то злосчастная и унылая универсальность его истории без поддержки какой-либо фантазии заслонит все остальные аспекты, выжмет силы из аудитории, предстанет престижной полусказкой о потерянном времени. На одной из пресс-конференций (а их было много) Бране задали вопрос, рассматривал ли он в качестве вдохновения «Рому» Альфонсо Куарона, эталон экранной мемуаристики, тоже чёрно-белый, тоже на фоне социальных столкновений. Брана ответил, что фильм не смотрел, а вместо этого лишь припоминал собственные ощущения. Результат такой же: припоминающий, сахарно натужный, псевдоноваторский, самонадеянный.
Герой Бадди вполне стандартен и лишь изредка захватывает внимание (в первую и последнюю очередь благодаря дебютному появлению задорного Хилла). Фильм подводит его, плодя стереотипы о детском мышлении как о чём-то рассеянном, не замечающем происходящие внутри семьи или страны метаморфозы; стирает его же воображение напрочь вместо того, чтобы напитать им пространство. Брана не даёт своему же альтер эго право отрефлексировать начавшуюся войну или тяжёлое положение родителей (Джейми Дорнан и Катрина Балф), вынужденных в итоге покинуть город и начать жить в Англии. Главный герой слоняется, изредка задаёт вопросы о любви бабушке с дедушкой (Киран Хайндс и Джуди Денч), получает в ответ пространные формулировки, испытывает симпатию к однокласснице, ходит в кино на мюзиклы.
Хилла окружает сносный ансамбль, делающий всё возможное, чтобы не скатиться в фарс. Дорнан в роли отца испытывает суровую нежность и даже поёт в конце фильма, только всё зря, ведь лучшую роль в этом году он уже сыграл — в комедии «Барб и Стар» с Кристен Уиг, где демонстрировал дичайшие вокальные и комедийные навыки. Выпускнице сериала «Чужестранка» Балф идёт быть сильной матерью, плакать по расписанию, танцевать, рычать на сына за проделки и на мужа за долги и авантюры. Характерный актёр Хайндс разбавляет своё по большей части мрачное амплуа милой философией, и лишь даме Джуди Денч под силу традиционный и естественный актёрский магизм. С ней же связаны два самых удачных и достоверных эпизода фильма: возвращаясь с внуком на автобусе из кино, её героиня сожалеет о прошлом и невозможности уехать (например, в Шри-Ланку), а в самом финале настойчиво, разбивая сердце, благословляет семью на новую жизнь.
Ленту тянет за собой хаотичный монтаж, который превосходит разве что «Богемская рапсодия». Из-за него «Белфаст» мечется раненым зверем, не успевая отдышаться и вспомнить про взаимосвязи. Но здесь о них забывают, как и о продуманном сценарии, в угоду собственному авторскому эго (забавно, ведь все последние попытки режиссёра Браны были исключительно посредственными). Постановщик посвящает фильм тем, кого потеряла Северная Ирландия в период смятений и борьбы за независимость, и тем, кто остался. К последним, вероятно, можно отнести еле досидевшую, а то и заснувшую аудиторию. До звучащей на саундтреке Everlasting Love дело явно не дошло.