Сколько бы мы ни говорили о том, что жизнь куда изобретательнее любого придуманного писателем сюжета, это всего лишь метафора
Оливер Стоун после выхода на экраны фильма, реконструирующего расследование прокурором Джимом Гаррисоном убийства президента Кеннеди, подвергся обструкции с самых разных сторон, и вполне заслуженно – так лихо манипулировать фактами не рискуют даже завзятые пропагандисты. Мы не станем углубляться во все неточности, которые допущены в ленте, их рассматривают в работах много серьезнее и объемнее, и не станем приводить контраргументы, которые разбивают теорию Стоуна и Гаррисона в пух и прах, а отметим лишь тот факт, которого режиссер в картине деликатно коснулся лишь самым краем в финале. «Выстрелы в Далласе» заканчиваются оглашением оправдательного приговора подозреваемому в заговоре с целью убийства Клэю Шоу, но Стоун выдает это за ошибку правосудия: якобы очевидному обвинению едва-едва недостало доказательств. На деле же обвинение Гаррисона рассыпалось как карточный домик, а присяжным не потребовалось и часа, чтобы оправдать Шоу. Больше того, годы спустя Гаррисону судом было запрещено распространять недостоверные сведения о своем подозреваемом, чего Стоун в своем фильме, естественно, не рассказал.
Глядя на то, каким в военной драме «Список Шиндлера» Рэйф Файнс изобразил нациста Амона Гета, сложно представить себе, что человек может быть еще более жестоким, черствым и бессердечным. В фильме Гет предстает настоящим чудовищем, железным кулаком управляющим концлагерем, убивающим заключенных без малейших раздумий, стреляющим с балкона своего дома по невинным людям и до смерти забивающим мальчишку. Ужас состоит в том, что в реальности этот человек был еще хуже – звучит немыслимо, но даже для нацистов его поведение было неприемлемым, Гет травил заключенных собаками, пытал и убил собственноручно пять сотен евреев, за что в 1944 году был отстранен от командования концлагерем в Плашове. Стивен Спилберг этот факт почему-то не стал упоминать, несмотря на то что экранный Гет в фильме стал воплощением всех ужасов войны и холокоста и злодеем немыслимого масштаба, репутации которого ничто бы уже не навредило.
Реальная история «Титаника» хорошо известна любому, кто хоть раз в жизни интересовался самой грандиозной морской катастрофой, да и детали происшествия хорошо изучены: команда действительно уверовала в непотопляемость, вахтенные прозевали айсберг, шлюпок было недостаточно, а заклепки не выдержали нагрузок. Но одну важную деталь почему-то умалчивают многие фильмы, воссоздающие события роковой ночи апреля 1915 года, в том числе и картина Джеймса Кэмерона: это губительная небрежность капитана «Калифорниэна», корабля, который ближе всего находился к тонущему «Титанику». «Калифорниэн» проплывал так близко, что на нем не могли не видеть запущенных ракет или не слышать выстрелов, не говоря уже сигналах SOS в радиоэфире, однако капитан Стэнли Лорд затянул с реакцией на мольбы о помощи. Трудно сказать, скольких жертв можно было бы избежать, будь «Калифорниэн» расторопнее, но вина его капитана очевидна, хотя в кино этого и не показывают.
Когда в Голливуде берутся показывать в своих картинах традиции, обычаи или историю других стран, то тут хоть стой, хоть падай – переврут все, достаточно вспомнить мультфильм «Анастасия», где Россия показана в самых лубочных тонах, смешных не только для нас, но и для самих американцев. Чуть лучше дела обстоят у аниматоров Disney, но и они иногда забредают в дебри, где легко наломать дров, как, например, в мультфильме «Мулан», рассказывающем о китайской женщине-воине. Поиски ляпов в одежде, деталях быта и языке оставим самим китайцам, а здесь отметим лишь самую вопиющую фальсификацию: в Китае не было угнетения женщин, а для того, чтобы служить в армии, им вовсе не нужно было облачаться в мужские платья. Больше того, реальная Хау Мулань, рассказы о которой легли в основу сценария мультфильма, стала большим военачальником, получила высокую государственную должность и заслужила уважение императора. Полагаете, все это время она продолжала носить мужской костюм и накладные усы?
Главному герою биографической трагикомедии Стивена Спилберга «Поймай меня, если сможешь» Фрэнку Абигнейлу постоянно удавалось уходить из-под носа у сотрудников ФБР, ведь он мыслил гораздо гибче и обладал врожденной наглостью, стирающей любые преграды. В итоге Фрэнк был схвачен и отправлен в тюрьму, на чем фильм заканчивается, но не заканчиваются приключения героя – ему удался еще один дерзкий побег из тюрьмы, который почему-то в фильме не получил никакого упоминания. Абигнейл, воспользовавшись ротозейством сопровождавших его маршалов и доверчивостью начальства тюрьмы, куда его заточили, умудрился выкрасть и подделать документы, выдав себя за «агента ФБР под прикрытием», находящегося в тюрьме на секретном задании. Этим он сначала выхлопотал привилегированные условия, затем встречи с подельниками, а после через начальника тюрьмы договорился о встрече с якобы другим агентом за пределами места заключения, с которой благополучно скрылся с новыми поддельными документами. Похоже, Спилберг не стал включать это в свой фильм, потому что это окончательно опозорило бы ФБР, и без того хлебнувшее с Абигнейлом фунт лиха.
Хоррор «Незнакомцы» открывающими титрами предупреждает, что реальные события авторов лишь вдохновили, но не стали полноценной основой, однако неофициальная связь сюжета с кровавой резней Чарльза Менсона и нераскрытым массовым убийством в Кедди вполне очевидна, хотя и не подтверждена. Как бы то ни было, сегодня мы говорим не о деталях преступлений в фильме и в реальности, коснемся лишь мотивов убийц. Виновные в трагедии «Коттеджа 28» так и не были обнаружены, поэтому об их побуждениях можно только догадываться, а вот о стремлениях Мэнсона все известно досконально, а потому неудивительно, что создатели «Незнакомцев» от них открещиваются. Злодеи из фильма заявляют, что жертвы виноваты лишь тем, что оказались дома, а вот Мэнсон своими убийствами планировал развязать расовую войну, стравив белых и чернокожих американцев. Такое в кино ни сегодня, ни 10 лет назад показывать не рекомендовалось.
Спортивные фильмы обычно весьма вольно относятся к фактам, как говорят сами спортсмены, счет на табло всегда важнее того, какими путями был достигнут результат, но в случае с драмой «Гонка» Рона Ховарда можно говорить о весьма достоверной исторической картине. Разумеется, не обошлось и без некоторых перегибов – соперничество Ханта и Лауды было отнюдь не таким жестким, драка героя Криса Хемсворта с репортером была полностью выдумана, но все это мелочи по сравнению с тем, как авторы обошлись с супругой Ники Лауды Марлен Кнаус. В картине эта мужественная женщина показана испуганной девчонкой, которая не выдерживает вида изуродованного лица мужа и чуть ли не сбегает от него. В реальности было все наоборот, именно Марлен стала главной поддержкой для Лауды в период его восстановления, она старательно приводила мужа «в порядок» перед каждым выходом под камеры и была рядом вплоть до 1991 года, родив Лауде двух сыновей. Учитывая то, сколько внимания Ховард уделял личной жизни своих героев, даже странно, что он выбросил из сюжета этот факт.
Студия Disney снимает фильм об Уолте Диснее – от этого сочетания за три версты несет корпоративными интересами, так что на какую-то правдивость в изображении событий в картине «Спасти мистера Бэнкса» не стоит и надеяться. Нет, мы не станем утверждать, что встречи Диснея с Памелой Линдой Трэверс не было или что она не оказывала на создателей фильма «Мэри Поппинс» никакого давления – все это было. Но не обошлось и без вполне понятных сглаживаний углов, на которые студии пришлось пойти в угоду требованиям времени и современному обществу: Том Хэнкс в кадре, например, курит гораздо реже и меньше, чем реальный Дисней, именно потому, что негоже сегодняшнему зрителю демонстрировать пороки человека, построившего детскую анимационную индустрию. Но еще более интересный факт вовсе остался за кадром, нам не показали кульминацию конфликта Уолта Диснея и Памелы Трэверс: писательница заявила свое недовольство складывающейся картиной тогда, когда вносить какие-то правки было уже поздно, однако анимационные вставки отредактировать можно всегда, но тут уже в позу встал сам владелец студии. Цинично заявив писательнице, что «поезд уже ушел», Дисней запретил переделывать в фильме анимацию, наплевав на договоренности с Трэверс. Некрасиво получилось, поэтому в кино этого нет.
Биографический фильм Мартина Скорсезе «Волк с Уолл-стрит», основанный на мемуарах бывшего брокера Джордана Белфорта, шокирует с первого кадра до последнего. Картина ставит запредельные рекорды по количеству употребляемых в кадре наркотиков, произнесенных матерных слов, откровенных сцен, эпизодов с избиением и унижением женщин и многого другого. Но самое жуткое здесь то, что, по словам самого Белфорта, Скорсезе ничуть не соврал – все так и было. Даже хуже, реальный Джордан Белфорт утверждает, что от определенных эпизодов из его жизни даже бывалый режиссер решил избавиться. Что же это за эпизоды, которые оказались настолько страшны, что остались за рамками повествования? Об этом, увы, умалчивает даже сам Белфорт, лишь намекая на то, что наркотики занимали в его жизни место даже большее, чем это показано в картине. Похоже, что раскрывать эту интересную тайну бывший брокер просто боится, чтобы снова не оказаться за решеткой.
Драма Жан-Марка Валле «Далласский клуб покупателей» рассказывает драматическую историю борьбы за жизнь электрика Рона Вудруфа, заразившегося СПИДом от проститутки. Но куда интереснее не подробности поиска Роном лекарств, а то, как этот сильно пьющий расист и гомофоб под воздействием недуга и отношения к нему общества меняется и превращается в человека, отважно сражающегося за право товарищей по несчастью получать необходимые им лекарства, даже если те не одобрены американским Минздравом. Красивый сюжетный ход, к сожалению, имеющий с реальностью мало общего, прежде всего потому, что Рон, по свидетельствам супруги Вудруфа, его лечащего врача и нескольких друзей и сам был бисексуалом. По всей видимости, это не укладывалось в картину мира Валле, и о сексуальной направленности героя режиссер решил умолчать, ведь, согласитесь, история предстает в таком случае в совсем ином свете. Возможно, об этом когда-нибудь снимут другое кино.
История капрала Десмонда Досса, показанная Мелом Гибсоном в военной драме «По соображениям совести», слишком невероятна, чтобы быть правдой, но вы, возможно, будете поражены еще больше, когда узнаете, что режиссер оставил за кадром весьма значительные детали подвига Досса, поверить в которые и вовсе невозможно. Отказавшийся от использования оружия солдат не просто спас 75 своих раненых однополчан с хребта, который японцы обстреливали с особенной жестокостью, он и сам был четырежды ранен, а доктора извлекли из тела Досса 17 осколков. Но и это не могло поколебать решимость героя: пострадавшего от осколочной гранаты Десмонда под прикрытием танков с поля боя уносили на носилках, когда Досс заметил еще одного раненого товарища. Капрал покинул носилки и обработал раненому раны, после чего того тоже смогли унести с поля боя. Именно в момент перевязки бойца Досс получил пулю японского снайпера, раздробившую ему левую руку. Десмонд изготовил себе шину из винтовочного приклада и прополз с ней к своим 270 метров под огнем врага. Даже Гибсон посчитал это невероятным и не стал добавлять в картину.
К «Битве полов» режиссеров Джонатана Дэйтона и Вэлири Фэрис у критиков было достаточно претензий: считавшийся в то время сексизм в нем показан совсем неправдоподобно, матч, который на деле проходил без особенного напряжения, показан едва ли не Поединком Века, да и однозначно придавать победе Билли Джин Кинг главенствующее значение в изменении отношения к женскому теннису было бы неправильно. В то же время за кадром осталась весьма любопытная деталь, которая могла сделать картину в разы интереснее. Все дело в причинах, по которым Бобби Риггс проиграл показанный в фильме поединок, – в своих интервью теннисист говорил о недооценке соперницы, а в кино демонстрируются шапкозакидательские настроения и нежелание тренироваться. Но имеет место и другая версия: сын Риггса некоторое время спустя признался, что у его отца перед матчем были весьма серьезные карточные долги, вымогать которые к Бобби приезжали представители мафиозных структур. Не исключено, что Риггс проиграл намеренно, сделав у букмекеров ставку против себя и тем самым хорошо на поражении заработав. Увы, доказательств этому нет, поэтому в фильме от такого поворота сюжета решили отойти.