Сейчас жанр кинокомикса и супергероики как его основной составляющей — абсолютный доминант на поле массового голливудского кино. Но так, разумеется, было не всегда, и на рубеже прошлого века осталось много картин, которые проторили дорожку будущей супергероике, но сами были незаслуженно забыты. Сегодня мы решили вспомнить о пяти таких фильмах: от экспериментов Сэма Рейми до брутального боевика Алекса Гарленда.
Комиксы о Ракетчике — герое с реактивным ранцем, орудующем в преддверии Второй мировой, — впервые появились на прилавках магазинов в 1982 году. Их задачей было вернуть комиксы в эстетику приключенческих бульварных романов, так называемого «палпа», который их когда-то и породил. Спустя десять лет Disney выкупили права на комикс и вместе с режиссёром Джо Джонстоном (позже для тех же Disney он сделает «Первого Мстителя») сняли «Ракетчика» — милую ретро-адвенчуру, трепетно перенёсшую на экран ламповую стилистику 30-х. Гангстеры с «томпсонами» наперевес, сельская пастораль, авиационный фетиш Говарда Хьюза (который тут появляется в качестве одного из героев) и нацистские дирижабли прямо над Америкой: незатейливое, ни к чему не обязывающее, но отлично сделанное приключенческое кино, которое, к сожалению, не собрало достаточно денег, чтобы мог появиться сиквел.
Между вторыми и третьими «Зловещими мертвецами» и за 12 лет до первого «Человека-паука» Сэм Рэйми намеревался попробовать себя в жанре кинокомикса. Он хотел получить права на фильм о культовом палп-герое Тень, но заключить соглашение со студией так и не получилось (спустя четыре года «Тень» с Алеком Болдуином снимет режиссёр «Горца» Рассел Малкей, но не слишком удачно). Тогда Рэйми сделал ход конём: придумал своего собственного супергероя, Человека тьмы — учёного, который изобрёл искусственную кожу и прямо на пороге открытия был взорван в своей лаборатории бандитами-садистами.
«Человек тьмы» в итоге как-то затерялся на фоне других удач Рэйми, но абсолютно незаслуженно. Этот фильм легко представить фразой «а что, если бы “Зловещие мертвецы” были супергероикой». Здесь то же смешение жанровых элементов с весёлым рэймиевским безумием, карнавал экстраординарных режиссёрских решений с одной из самых экспрессивных (и смешных) ролей Лиама Нисона. Весь фильм можно описать одной его сценой — великим моментом, когда герой Нисона выпрашивает у ярмарочного дельца свой заслуженный приз, розового слонёнка, и постепенно начинает сходить с ума.
В Кинематографической вселенной Marvel герой Халка быстро превратился в объект шуток и своеобразный comic relief — и мы не то чтобы против (в конце концов Марка Руффало сложно не любить). На этом фоне многие, конечно, позабыли, что в далёком 2003 году историю Халка, ещё до КВМ, пытался рассказать Энг Ли, режиссёр «Крадущегося тигра, затаившегося дракона», «Жизни Пи» и «Горбатой горы». Он не пошёл лёгким путём — его «Халк» стал фильмом с приличной психологической глубиной, поднимающим непростые темы и снятым с присущей Ли выдающейся изобразительностью. Да, экшен вышел спорным и не очень хорошо сохранился, многие другие элементы картины тоже будто бы не совсем успели довести до ума. Но, согласитесь, лучше амбициозный провал, чем неамбициозное и совершенно безопасное кино, каким 5 лет спустя вышел «Невероятный Халк».
Последний «Судья Дредд» — один из самых цитируемых примеров «недооценённого кино». Мрачный, брутальный и прекрасно поставленный экшен со сценарием Алекса Гарленда («Аннигиляция», «Из машины») и прожигающей шлем харизмой Карла Урбана оказался банально не нужен широкой публике. В 2012 году ещё далеко было до полноценного ренессанса боевиков с рейтингом R — «Рейд» только-только вышел, до «Кингсмана» ещё три года, до «Дэдпула» все четыре. «Судья Дредд 3D» в каком-то смысле опередил время — как это часто бывает, поплатившись за это собственной кассой.
Ещё один фильм, которому не повезло выйти в другое время. «Таинственные люди» — гротескный стёб над жанром кинокомикса с впечатляющим кастом из Бена Стиллера, Хэнка Азарии, Уильяма Х. Мэйси и других. Талантливое кино и по всем параметрам безоговорочный хит, если бы не одно «но»: фильм Кинка Ашера издевался над супергероикой в то время, когда жанр и без того находился на уровне плинтуса. Всего пару лет назад вышел «Бэтмен и Робин», который над самим явлением кинокомикса поглумился лучше любой пародии. Понятно, почему зритель не очень-то оценил юмор «Таинственных людей» — ведь о покойнике, как говорится, либо хорошо, либо никак.