Что посмотреть
Последний богатырь. Наследие Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneP4VtXkezW
Рецензии

Наркотики — это плохо: Рецензия на фильм «Миллион мелких осколков»

Графичная, но неубедительная и негуманистичная наркодрама, непримечательная даже в рамках столь маргинального жанра.

Добавить в закладки

С опозданием на год в прокат выходит картина «Миллион мелких осколков», очередная в жанре наркодрамы, в котором за последние десятилетия, кстати, до того было немало примечательностей — от «Вечной полночи» со Стиллером (вообще незаслуженно забытый фильм) до меланхолично-трагичного пострехабного «Осло, 31 августа». К сожалению, этот фильм не таков — лишь душеспасительная сказка вроде тех, какими потчуют пациента в рехабе: главное — подчиниться правилам общества АА («Анонимных наркоманов»), еще нужно верить в себя, конечно, тогда любую зависимость как рукой снимет.

Кадр из фильма «Миллион мелких осколков»

Причем, что удивительно, почти все бесчинства главного героя, которого решили принудительно полечить, за исключением пары еще более ванильных флешбэков, описываются в первой же сцене: на какой-то вписке Джеймс (Аарон Тейлор-Джонсон), накурившись (то ли травы, то ли, видимо, крэка или мета), с голым членом наперевес прыгает по комнате. Сцена эта приятно бодрит, как форточка для проветривания, открытая на третьи сутки наркомарафона, потому что в дальнейшем героя ничего хорошего не ждет. Режиссер окунает его в настоящий shitstorm. Не фигуральный: в метафорической, видимо, сцене, происходящей в воображении героя, он идет по коридору рехаба, куда только что поступил на принудительное лечение, где по стене внезапно начинают стекать вниз жидкие фекалии, в которых он поскальзывается и даже, кажется, танцует что-то типа контемпорари- балета. Не испытывая никакой агрессии по отношению к испражнениям (это само по себе было бы весьма нелепо, согласитесь), хочу констатировать, что для плачевной ситуации, в которой оказывается протагонист, можно было бы подобрать визуализацию позамысловатее, чем просто окунуть его по уши в дерьмо.

Кадр из фильма «Миллион мелких осколков»

Постановщица Сэм Тейлор-Джонсон после байопика средней удачности «Стать Джоном Ленноном» подписалась на приснопамятные «Пятьдесят оттенков серого», надеясь, возможно, стать важной режиссеркой у истоков перезарождавшегося в тот момент феминистического тренда, переосознания телесности и всего такого прогрессивного (без иронии). Хорошо, что не сняла там молодого мужа, актера Аарона, который, впрочем, и сам обошелся без карьерных прорывов со времен дилогии «Пипец» («дилогия» и «пипец» — слова, которые хорошо смотрятся вместе, согласитесь). В общем, супруги решили спасать от забвения друг друга.

Кадр из фильма «Миллион мелких осколков»

Другой вопрос, что для фильма, который должен был возродить сразу две карьеры, «Миллион мелких осколков» слишком формален даже в рамках подзатасканного жанра об излечении от проклятого зеленого змия (или белого, или еще какого, зависит от предпочтений автора первоисточника, в данном случае это продюсер, сценарист и писатель Джеймс Фрэй, который о своих злоключениях написал автобиографическую книжку, в России — среднестатистически неизвестную). Все, на что хватает Тейлоров-Джонсонов, — устроить герою показательную порку, парад экранных издевательств. Протагонист картинно мучается и скрипит зубами, которые ему в какой-то момент рвут без анестезии (он же наркоман, ему нельзя наркоз, даже если он сейчас умрет от болевого шока — гуманистично, зато наверняка излечится), еще он упорно и радостно блюет много-много раз — эти сцены словно находят друг на друга, как волны в море, перехлестом. Не тот фильм «Пипцом» назвали.

Для передраматизации сгодятся и бесконечные мотивировочные диалоги в духе «Верь в себя, следуй за мечтой», будет в катарсической сцене и шприц, изъятый из руки в самый последний момент (киношный штамп про спасение мира нажатием необходимой кнопки за секунду до катастрофы неизящно переосмыслен: кнопку, вернее, поршень «баяна» от нажатия нужно, наоборот, избавить, а мир, который нужно спасти, — внутренний). Все это — под пронзительную пианинку за кадром (очень обидно было узнать, что в число композиторов картины затесался безукоризненно талантливый Аттикус Росс).

Кадр из фильма «Миллион мелких осколков»

Другие соучастники перевоспитательного беспредела: нелепый в данном амплуа Чарли Ханнэм, вечный герой-любовник, достойный продолжатель дела, начатого молодым Брэдом Питтом, здесь играет оскорбленного в лучших чувствах брата балагура; Билли Боб Торнтон, фигура настолько нетипичная для американского кино, что он заметен и внушителен даже в самых невзрачных фильмах, здесь он — случайный попутчик Джеймса на том же пути, разве что чуть более колоритный, чем наш смазливый небритый юноша с синяками и кровоподтеками на лице, ведь он тихий босс мафии, очень богатый, с голд-котлами на руке (жаль, на этом подробности подноготной его персонажа более-менее исчерпаны).

Симфония боли и тошноты (пожалуй, только рвотные сцены по-настоящему впечатляют в «Миллионе мелких осколков») прервется на традиционных мажорных аккордах. Вместе с героем, который усилиями гримеров к финалу просветлеет лицом и белками глаз, появляется желание жить. Или хотя бы дожить — но не до тотального излечения от разнообразных зависимостей, которое в случае всего человечества видится как исход невозможный, а до того момента, когда хотя бы на экране (в реальной жизни — уже даже не надеюсь) к наркопотребителю будут относиться как к человеку, а не как к бесправному существу, которое годится лишь для того, чтобы истерзать его на потребу толпе и оправдать это его же благом. Поверьте, наркоманам достаточно нелегко живется, чтобы хотя бы режиссер «Пятидесяти оттенков серого» не снимала о них фильмов.

Текст: Егор Беликов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?