С тех пор как в 2009 году Скарлетт Йоханссон подписала контракт на изображение русской супергероини Наташи Романофф в фильмах киновселенной Marvel, в Голливуде не утихают слухи о том, что рано или поздно выйдет ее «сольная» картина
На первый взгляд, трудно понять логику студии Marvel, которая год за годом отказывает фильму о Наташе в существовании. Скарлетт Йоханссон – бесспорная суперзвезда, одна из главных красавиц Голливуда и талантливая актриса. В свою очередь, Наташа Романофф по прозвищу Черная Вдова – одна из известнейших комиксных героинь Marvel, созданная в 1964 году как противница Железного Человека и вскоре ставшая его союзницей. Показательно, что возможность создания фильма о Наташе прорабатывалась еще в начале 2000-х, до запуска киновселенной Marvel. Раньше можно было возразить, что Романофф плохо знают те, кто не читает комиксы. Но сейчас она основная героиня марвеловского киноцикла, и никому из зрителей блокбастеров не нужно объяснять, какое отношение имеет русская женщина к западным супергероям.
Тем не менее, как официально объявлено, первый «сольный» фильм Marvel о супергероине будет посвящен Кэрол Денверс, также известной как Капитан Марвел. Эта картина должна выйти в 2019 году. Конечно, есть своя патриотическая логика в том, чтобы начать это направление киновселенной Marvel с американки, да еще и военнослужащей (Кэрол – офицер ВВС, она обрела свои способности в результате мутации). Но зачем связываться с героиней, которую еще только предстоит представить кинозрителям, если уже есть успешно сыгранная и детально проработанная супергероиня, которая в представлении не нуждается? Наоборот, было бы логично дополнить уже рассказанные истории о Черной Вдове фильмом, который полностью ей посвящен.
Однако Marvel не сошла с ума, и она поступает разумно. Парадоксально, но главное препятствие на пути Романофф к «сольному» фильму – то, какую важную роль она играет в картинах из циклов «Мстители» и «Первый Мститель». До недавнего времени Наташа была там единственной женщиной-супергероиней, и введение в сюжет Ванды Максимофф, Алой Ведьмы, отнюдь не перечеркнуло необходимость постоянно задействовать Йоханссон, когда на экране не продохнуть от тестостерона. Она нужна этим фильмам и как красавица, и как женщина, и как персонаж с собственной точкой зрения. Съемки же ленты, где Йоханссон постоянно на экране, потребуют на время отключить героиню от прочих марвеловских повествований. Marvel пока что себе этого позволить не может. Наташа незаменима!
Но, допустим, студия решила головоломку со звездными расписаниями и всерьез задумалась о съемках «сольного» фильма о Наташе Романофф. Первым делом, конечно, бухгалтерия спросит у маркетинга, будет ли такое кино популярным. Мы не знаем, как на этот вопрос ответят сотрудники Marvel, но мы можем сделать веский вывод по смежному рынку, где люди тоже голосуют деньгами.
C 2013 года в мировой Сети живет многопользовательская игра Marvel Heroes (ныне – Marvel Heroes 2016), где можно играть любым из ключевых марвеловских персонажей. Первого героя геймер получает бесплатно, за остальных нужно платить. Сколько сейчас стоит Железный Человек? $19,99. Сколько стоит енот Ракета из «Стражей галактики»? $17,99. А сколько стоит Черная Вдова? $9,99. Все мы знаем, что в таких случаях компании стараются назначить как можно большую цену за популярных героев и продают с большой скидкой тех, кто не пользуется спросом. Так что если Черная Вдова принадлежит к очень короткому списку супергероев, которые стоят дешевле всего (также в этом списке Соколиный Глаз и Алая Ведьма), то, очевидно, геймеры отнюдь не стоят в очереди, чтобы ей поиграть.
Конечно, отчасти это связано с тем, что игровая механика Вдовы в Marvel Heroes 2016 не столь эффектна, как игровая механика Человека-паука или Дедпула. Но игры такого плана все же можно рассматривать как конкурсы популярности персонажей. И Вдова этот конкурс явно не выигрывает. Может, дело в том, что она – русская шпионка? Ведь аудитория у Marvel Heroes 2016 преимущественно западная. В любом случае это тревожный звоночек для Marvel.
Еще тревожнее этот звоночек зазвенит, если попытаться представить «сольный» фильм о Наташе Романофф. Очевидно, это должен быть приквел, рассказывающий, как Наташа стала супершпионкой и перешла на сторону «Щ.И.Т.». Или же это будет «современная» картина, в которой Романофф встретит кого-то из своего прошлого, вспомнит годы обучения в России и отомстит за былые обиды. Именно такое кино ждут западные поклонники героини. Но действительно ли им хочется увидеть кино о преимущественно российских персонажах?
Очень сомнительно, учитывая скромные сборы большинства свежих голливудских лент, напрямую затрагивающих Россию. И, кстати, у телесериала «Американцы», рассказывающего о советских разведчиках в США, очень низкие рейтинги, хотя критики его просто обожают. Американский массовый зритель любит смотреться в зеркало, и ему нет дела до российских проблем и ситуаций. Даже вторая серия «Маппетов» потеряла в сборах, когда отправила Кермита в Гулаг. Совпадение? Не факт!
А что же мы, россияне? Нужна ли нам картина, которая, если судить по изображению тайной советской программы «Черная Вдова» в сериале «Агент Картер», покажет, как Россия зомбирует маленьких девочек и превращает их в убийц и как Наташа это программирование преодолеет и сбежит на Запад? Мы видели российский фильм на схожую тему – он назывался «Сволочи». Мы помним, как «тепло» эта лента была принята. «Черная Вдова» же будет куда жестче. И это уже будет кино не про давнишний сталинский режим, а про последние годы СССР и первые годы России. Фактически про нас и про наше время. Зачем нам такое «счастье»?
Разумеется, можно придумать для Наташи предысторию, которая не будет оскорбительна для россиян. Вдову даже не обязательно делать предательницей. Но нужно ли это кому-нибудь в Голливуде, да еще в нынешнем политическом климате, когда высшие западные чиновники называют Россию «главной угрозой»? Очевидно, нет. Можно представить, что Marvel не будет в ближайшее время снимать «Черную Вдову», чтобы лишний раз не дразнить гусей. Но очень трудно вообразить, что студия специально найдет кого-то, кто бы предложил сюжетную линию, полностью устраивающую наших зрителей. И большой вопрос, устроит ли «наш» сценарий западную публику.
Наконец, есть еще одно соображение, которое относится не только к Романофф, но в первую очередь касается нее. В отличие от Железного Человека или Человека-паука, у Наташи скромные суперспособности. Она – обычный человек, просто отлично подготовленный. Нет у нее и гаджетов в стиле Бэтмена. Что же позволяет ей быть на одном повествовательном уровне с более крутыми супергероями?
Ее загадочность. Таинственность делает Наташу непредсказуемой, и это проявляется, например, в кульминации свежего блокбастера «Первый Мститель: Противостояние». Не будем подробно рассказывать, о чем идет речь, чтобы избежать спойлеров, но констатируем, что загадочность Наташи – важная составляющая ее образа. А подробный рассказ об ее прошлом эту загадочность разрушит. Те же Старк и Паркер зрителям знакомы как облупленные, и потому в них нет ничего таинственного. Публика всегда может примерно предсказать, как эти герои поступят.
Кроме того, персонажам с уникальными талантами предыстории нужны, поскольку обычно мальчишки по стенам не скачут и паутиной не стреляют, и если вы вводите в сюжет такого главного героя, вам нужно объяснить, откуда он взялся. Наташа же – супершпионка, что отнюдь не уникально и вполне привычно для публики. Зрители и без объяснений могут представить, как Романофф стала тем, кем стала, и научилась тому, что она умеет. Так зачем снимать об этом целый фильм? Лучше оставить предыстории персонажам вроде Кэрол Денверс, а Наташе позволить быть таинственной, крутой… И русской. Что, как известно, само по себе все объясняет.