Мы составили хит-парад пятнадцати лучших российских зрительских картин, вышедших в XXI веке
В советском кино не было хорроров и фильмов-катастроф. Не было, и быть не могло. Особенно последних. Не такая у нас была страна, чтобы в ней на экране могло произойти что-то жуткое! Российское кино, к счастью, от этого ограничения не страдает, и недавно оно начало осваивать этот популярный в Америке, но новый для нас жанр. В триллере Антона Мегердичева вода из Москва-реки заливает туннель метро через трещину в стене, и пассажиры «утонувшего» поезда оказываются в западне. Картина, понятно, получилась не столь мощной по спецэффектам и не столь отточенной и тщательно продуманной, как некоторые западные аналоги, но зато она вышла куда душевнее и ближе нам, чем какой-нибудь «Посейдон». Мировые сборы фильма (Россия, Украина, Китай) составили 15 миллионов долларов.
Литературный цикл об Эрасте Фандорине, на наш вкус, был куда хуже, чем о нем на пике популярности Бориса Акунина писали критики. Но, по крайней мере, он подарил зрителям несколько достойных экранизаций, из которых нам больше всего нравится «Статский советник» с великолепным дуэтом Олега Меньшикова и Никиты Михалкова. Почему не вышедший годом ранее «Турецкий гамбит»? Прежде всего, потому что «Гамбит» был снят как минисериал и не особенно удачно сокращен для выпуска в прокат. Кроме того, сюжет «Советника» («подвиги» революционных террористов в Петербурге конца XIX века) более захватывающий и более «близкий к телу», чем шпионские интриги во время войны с турками. И, конечно, актеры: Михалков, Меньшиков, Табаков, Хабенский, Горбунов, Машков, Бондарчук, Стриженов… Куда ни глянь – яркие звезды!
Уникальная ситуация в истории нашего кино – российский фильм о российских подводниках был снят (как бы там ни отнекивались создатели ленты) как ответ американской ленте о российских подводниках «К-19». Понятно, сюжет в картине Владимира Хотиненко несколько иной (подлодка «Славянка» натыкается на старую мину и тонет), и драйв в «72 метрах» не голливудский. Но это все же поднятая перчатка, и «наш ответ Чемберлену» вышел более чем достойным. И в плане эффектов, и в плане героического пафоса, и в плане напоминания о том, что самые серьезные проблемы мы, как правило, создаем себе сами – никакие враги россиянам для этого не нужны. Музыку для фильма написал сам легендарный Эннио Морриконе, восьмикратный лауреат итальянской кинопремии «Давид Донателло».
За последние годы в отечественный прокат вышло немало полнометражных российских мультфильмов, но когда мы говорим о «российской анимации», мы, прежде всего, имеем в виду творчество студии «Мельница». После не слишком удачного дебюта под названием «Карлик Нос» питерцы нашли своих муз в лице былинных богатырей и к настоящему времени нарисовали пять комедийно-приключенческих мультфильмов об этих персонажах. Какой из них лучший? На наш вкус, первый. Потому что в «Алеше Поповиче» зрителей смешат не только второстепенные герои, но и заглавный богатырь, который, в отличие от Добрыни и Ильи, лишь осваивает былинную профессию, и из-за этого часто попадает впросак. Кроме того, именно для «Алеши Поповича» были придуманы некоторые «постоянные» шутки цикла, а цитировать не так почетно, как быть первым.
Русская свадьба – что-то вроде русского бунта: бессмысленная, беспощадная, агрессивно веселая и с кровью. Именно такой свадьба предстала в дебютной комедии режиссера Жоры Крыжовникова, и «Горько!» тут же вызвала упреки в очернении и пессимизме. Однако есть разница между заведомым очернительством и изображением жизни такой, какая она есть, и фильм Крыжовникова эту грань не перешел. Его свадьба получилась хоть и безумной и смешной, но также душевной и по-своему симпатичной. И судя по тем 25 миллионам долларов, которые «Горько!» собрала в прокате, зрители на подставленное им зеркало ничуть не обиделись. Интересно, у скольких из них свадьба хотя бы немного напоминала то, что случилось на торжествах у Ромы с Наташей?
За время своего существования комедийный театр «Квартет И» (актеры Леонид Барац, Александр Демидов, Камиль Ларин, Ростислав Хаит и режиссер Сергей Петрейков) уже «родил» больше дюжины спектаклей, а также пять фильмов, из которых наши любимые – «О чем говорят мужчины» и «О чем еще говорят мужчины». Кто-то наверняка будет настаивать на том, что «День выборов» и «День радио» смешнее, и это, пожалуй, правда. Но дилогия «О чем говорят мужчины», состоящая, как ясно из названия, из мужских разговоров о жизни и любви, получилась не только остроумной, но и душевной, глубокой и общечеловеческой, в отличие от сугубо российского «Дня выборов» и от похожего на капустник «Дня радио». А в хорошей шутке должна быть лишь доля шутки.
Режиссер Николай Лебедев – это, можно сказать, ветеран нашего зрительского кино. Свой первый мейнстримный фильм, триллер «Змеиный источник», он снял еще в 1997 году. С тех пор Лебедев без устали экспериментировал с жанрами, пока, наконец, не добился подлинного успеха с биопиком о легендарном хоккеисте Валерии Харламове и о Суперсерии 1972 года, которая поставила наших хоккеистов на одну доску с канадскими профессионалами. Как обычно в столь сложной и многогранной постановке, не все у режиссера вышло с равным блеском, но главное получилось. «Легенда» захватывает, восхищает и вызывает уважение к потрясающим спортсменам, которые когда-то представляли нас на мировой арене.
«Брат 2» чем-то похож на ранний голливудский блокбастер «Рождение нации». С одной стороны, легендарный, разобранный на цитаты фильм, без которого невозможно рассказать историю нашего кинематографа. Ведь с «Брата 2», в сущности, началось возрождение российского зрительского кино. С другой стороны, это слишком колючий, слишком неприятный фильм с откровенно «двинутым» главным героем и множеством трэшевых сцен, и включать его в хит-парады мейнстрима не хочется – подобно тому, как американцы не любят обсуждать воспевающее Ку-клукс-клан и прославляющее расизм «Рождение нации». Но из песни слова не выкинешь, и Данилу Багрова в исполнении Сергея Бодрова не забыть. Так что пусть будет – но лишь на десятом месте.
Первый российский блокбастер (бюджет – около 2 миллионов долларов, мировой прокат – 34 миллиона долларов), поставленный по фэнтези-роману Сергея Лукьяненко, был, как мы все хорошо помним, не только эффектным, но и весьма причудливым фильмом. Недаром для западного проката картину пришлось существенно изменить, чтобы сделать ее понятнее зрителям, не читавшим книгу. Однако, если в 2004-м это воспринималось как недостаток, то сейчас кажется достоинством. Ведь слепить «нормальный» магический блокбастер может любой режиссер, который хорошо знает свое дело. А вот чтобы придумать такое эксцентричное и запоминающееся кино, как «Ночной Дозор» и его сиквел «Дневной Дозор», нужно было быть Тимуром Бекмамбетовым. Недаром его после «Дозоров» пригласили снимать «Особо опасен».
Экранизация романа Алексея Иванова находится на стыке стилей. С одной стороны, по тематике это артхаус с типичным для него портретом героя средних лет, который переживает экзистенциальный кризис. Набор наград у фильма также артхаусный – пять «Ник», пять призов «Кинотавра» и далее везде. С другой стороны, это куда более увлекательное и драматичное кино, чем обычно бывают артхаусные постановки, да еще и со сложной романтической линией. Вполне мейнстримны для нашего проката и сборы ленты – более 4 миллионов долларов. Так что, «Географ», добро пожаловать в мейнстримный хит-парад. Расскажите нам, чем живут в Перми недотепистые педагоги, пытающиеся научить детей тому, чего не умеют сами…
Если главный «пацанский» сериал нашей страны – это «Бригада», то главный «пацанский» фильм нашего кино – это, конечно же, драматичный и трагикомичный дебют Петра Буслова о четверке московских бандитов, которые прячутся в глубинке и обнаруживают, что жизнь везде сурова, и что в глуши сгинуть даже проще, чем в Москве. Собрав в прокате 1,6 миллиона долларов, «Бумер» стал одной из первых окупившихся российских картин. Что, в свою очередь, проложило дорогу кинобуму последующих лет. При этом фильмов о «братве» после «Бумера» вышло не так уж много. Своей сагой Буслов, в сущности, закрыл тему. Да и в жизни «пацаны» вроде тех, что были выведены в «Бумере», к тому времени уже стали сходить на нет.
Картина Валерия Тодоровского из тех, что впечатляют не только тем, что происходит в кадре, но и тем, что творилось за кадром. Достаточно сказать, что музыкальная картина о расцветшем после смерти Сталина «стиляжничестве», была задумана постановщиком еще в 1990-х, и он провел почти десять лет, проталкивая проект и организуя съемки. Тодоровского не остановил даже мировой финансовый кризис, который, казалось бы, должен был уничтожить масштабную и дорогую ленту. Режиссер все преодолел и создал уникальный для нашего кино и не столь уж часто встречающийся на Западе драматический мюзикл – серьезное и сложное кино, которое смотрится как феерический праздник жизни. Фильм собрал в прокате 16 миллионов долларов – на миллион долларов больше, чем на «Стиляг» было потрачено.
Конечно, немного странно видеть в хит-параде после эпических «Стиляг» картину, снятую буквально на коленке, за какие-то жалкие 120 тысяч долларов. Но мейнстримное кино не обязано быть дорогим. Главное – чтобы ему было чем привлечь зрителей. И «ДМБ» берет уморительным юмором. Другого столь же смешного фильма в российском кинематографе нет, и даже в советском кино для «ДМБ» трудно подобрать конкурентов. Недаром говорят, что тот, кто в армии служил, в цирке не смеется! Хотя телевизионные сиквелы «ДМБ» вышли куда менее остроумными, чем оригинал. Равно как и все прочие попытки нашего кино и ТВ посмеяться над военными. Ни одна из них не подарила русскому языку столько забавных цитат, как картина, сочиненная Романом Качановым и Иваном Охлобыстиным.
Как и «Географ глобус пропил», «Остров» по формальным признакам больше похож на артхаусную, чем на мейнстримную постановку. Однако это жанровое кино – просто принадлежащее к жанру, которого в СССР не было, и который в США представлен лентами, почти не добирающимися до России. «Остров» – религиозное кино, которое не просто ставит экзистенциальные вопросы, а дает на них ответы в духе православия (в Америке соответствующие ленты проникнуты протестантизмом). Именно поэтому сильный и проникновенный, но также медитативно-медлительный фильм о старце-чудотворце, который живет в монастыре на северном острове, был хорошо принят не только критикой, но и зрителями. Прежде всего, конечно, православными зрителями.
В то время как для американцев Вьетнам – уже устаревший, отходящий в прошлое материал, наше кино остается прикованным к Великой Отечественной войне. Это немного печально, но совершенно понятно. При всех раздраях в российском обществе память о войне остается едва ли не единственным сплачивающим нас фактором. Именно поэтому лучший, на наш вкус, зрительский российский фильм XXI века был снят Дмитрием Месхиевым именно о войне. В «Своих» есть все, что должно быть в превосходном мейнстримном кино: сюжетная интрига, романтическая линия, военный драматизм, семейные конфликты… Но прежде всего это идеальная, безукоризненная картина о том, что нас настраивает друг против друга, и о том, что может объединить даже политрука-еврея с раскулаченным деревенским старостой. И символично, что старосту в фильме сыграл знаменитый украинский артист Богдан Ступка. Потому что до последнего времени память о войне сплачивала не только людей внутри страны, но и нас с нашими соседями. Жаль, что сейчас эта память уходит и – сплочение вместе с ним…