Не все новеллы этого сборника черных комедий одинаково ровны и захватывающи, но в целом «Истории» получились увлекательным зрелищем, хотя любая российская сводка криминальных новостей на голову изобретательнее выдумок авторов аргентинского фильма
Насколько глубоко в каждом из людей прячется яростное дикое животное? Что должно произойти, чтобы «зверь» вырвался на свободу? Нужно ли годами копить обиды, чтобы приготовить коварный мстительный план, или достаточно небольшого, безобидного на первый взгляд конфликта на дороге? Какое орудие изберет ваш внутренний демон в битве за справедливость – смертоносную взрывчатку, крысиный яд или простой кухонный нож? Возможен ли «откат» к человеческому состоянию того, кто уже вкусил «крови» и отведал адреналина дикой страсти? Адский зверинец с людьми на арене открывает свои двери.
Не так уж часто до нашего проката добираются картины, претендующие на звание лучшей в категории «фильм на иностранном языке» по мнению Американской киноакадемии. В этом году зрителям «повезло» только с одной картиной, но ведь именно «Дикие истории» считаются главным соперником «Левиафана» Андрея Звягинцева в борьбе за «Оскар» наряду с «Идой» Павла Павликовского. Нет повода не увидеть аргентинского соперника в деле!
Сравнение «Диких историй» с «Левиафаном» – это не просто дань оскаровской конъюнктуре. Фильмы связывает нечто большее, они являются словно разными сторонами одной медали, ведь оба режиссера, по сути, рассказывают о человеке и его проявлениях в схватке с нездоровой окружающей средой. Это одно огромное сходство рассекается множеством мелких различий – Звягинцев педалирует драматизм, Дамиан Сифрон сделал из своих наблюдений черную комедию, «Левиафан» укутывает героев одеялом одного общего повествования, а «Дикие истории» разделяются на шесть не связанных между собой новелл, российская действительность действует угнетающе, а в Аргентине даже кровь не способна остановить музыку и танец. Интересно, обиделась ли аргентинская общественность на то, какой ее показал Сифрон?
А Сифрон в своих высказываниях оказался достаточно жесток. Герои первой его новеллы оказываются пассажирами авиарейса, на борту которого, как выясняется, все так или иначе связаны с одним человеком. И не просто связаны, а некогда оскорбили, обидели или в чем-то ему отказали, а теперь оказались его заложниками. Во втором сегменте героине, официантке придорожной закусочной, выдается случай расквитаться с человеком, когда-то разрушившим ее жизнь и жизнь ее родителей. Решиться на преступление непросто, но и остановить злоумышленницу некому. Банальность третьей истории даже удручает, на наших дорогах ее завязка происходит по десятку раз на дню: два водителя не поделили загородную дорогу и полили друг друга помоями оскорблений. Пожар конфликта не может остудить ни близлежащая речка, ни спасительный, как казалось, огнетушитель. Далее нас ждет еще пара знакомых по российской действительности персонажей: человек, разъяренный тем, что его авто постоянно увозит эвакуатор, и семья бизнесмена, где сын совершил дорожный наезд на женщину и скрылся с места преступления. Завершается «вакханалия» свадьбой, на которой жених и невеста узнают неприятные факты друг о друге прямо вовремя танца молодоженов. Всеобъемлющая и вполне узнаваемая действительность, не правда ли?
Но ведь на самом деле интересно не то, в какие условия ставит автор своих героев, а то, как они из них выбираются. Нельзя сказать, что персонажи Сифрона слишком изобретательны, распробовав вкус первых двух порций этого «пирога», предугадать, в каком направлении будут двигаться сюжеты последующих новелл, совсем не трудно. Идея-то одна: весь мир зоопарк, а люди в нем дикие звери, до поры до времени запертые в индивидуальных клетках. Стоит им сойтись в попытке выстроить какое-то общество, как самые дикие мотивы, самые кровожадные помыслы, самые жуткие черты характера начинают пробиваться наружу. А вы говорите, «Левиафан» демонстрирует только самые отвратительные черты русского человека – это вы оскалившихся аргентинцев не видели.
Нужно, кстати, отдать должное актерам – пусть роли у всех совсем невелики, формат короткого метра многим не дал развернуться, но «Взрывника» Рикардо Дарина зрители наверняка помнят еще по драме «Тайна в его глазах», а незадачливый водитель-пижон Леонардо Сбараглиа не остался незамеченным в «Красных огнях». Эмоциональное повествование позволяет каждому в «Диких историях» играть навзрыд, и достойные южноамериканские актеры делают это с большим удовольствием.
Очевидно, что зрителям скучать не придется. Где-то на подкорке, правда, будет шевелиться мысль, что нечто подобное мы уже видели – возможно, в комедии Леонида Гайдая «Не может быть!», не исключено, что в зарисовках «Фитиля». Конечно, в советские времена социальная сатира не заканчивалась взрывами и авиакатастрофами, но животные инстинкты демонстрировались на самом высоком творческом уровне. Отсюда вывод: не конкурент «Дикие истории» нашему «Левиафану», мы так «дичали», когда это еще не было мейнстримом. Да и криминальная хроника у нас поизобретательнее аргентинских сценаристов. Уж в чем в чем, а в зоопарках за дверями собственной квартиры россияне понимают получше многих.