Проникновенно разыгранная, но поверхностно сочиненная политкорректная драма о взрослении чернокожего гея из трущоб
Маленький чернокожий Шарон растет в трущобах Майами. Его мать-одиночка (Наоми Харрис) сидит на наркотиках, другие дети дразнят и бьют Шарона за его слабость и стеснительность, и любовь и ласку мальчик находит лишь в одном месте – в доме наркоторговца Хуана (Махершала Али). Хотя именно банда Хуана снабжает мать мальчика отравой, Шарон относится к парню как к своему сыну. Когда же гангстер погибает, о мальчике заботится его девушка Тереза (Жанель Монэ). По мере того как Шарон растет и мужает, он осознает, что отличается от других ребят не только поведением, но и сексуальной ориентацией.
Вторая картина темнокожего режиссера из Майами Барри Дженкинса, который начал свою карьеру с малобюджетной романтической драмы «Лекарство от меланхолии», была принята американской либеральной критикой с такой любовью, с какой еще недавно приветствовали избрание президента Обамы. Журналисты изощрялись в хвалебных отзывах и восхищались тем, что «Лунный свет» не просто изображает темнокожего гея из бедного района (как правило, геи в американском кино – белые выходцы из среднего класса), а делает его главным персонажем картины и строит повествование вокруг осознания «нетрадиционной» ориентации в обществе, которое ждет от парня любвеобилия только по отношению к женщинам. Когда читаешь западных критиков, то кажется, что Дженкинс – новое пришествие Христа и что его фильм – лучшее, что случилось в кино за последнее десятилетие.
Нам, однако, нет особого дела до того, как часто голливудцы изображают те или иные стороны американской жизни. Нам бы разобраться с тем, как жизнь в России отображается в нашем кино! Так что мы оцениваем «Лунный свет» не как идейный прорыв, а как артхаусную драму, прослеживающую взросление главного героя в очень тяжелых обстоятельствах – минимум материнской заботы, почти полное отсутствие друзей, издевательства школьных хулиганов… И никаких жизненных перспектив. Судя по фильму, в тех краях, где живет Шарон, становятся либо наркоторговцами, либо наркоманами, либо теми и другими сразу.
Что же можно сказать о «Лунном свете»? Прежде всего, что его повествование слишком разбросано и оттого поверхностно. Фильм разделен на три части, которые посвящены Шарону в детстве, Шарону в старшей школе и взрослому Шарону, ставшему влиятельным наркодилером. Каждая из этих глав могла и должна была стать отдельным полнометражным фильмом – особенно первая глава, где в жизни парня появляется добросердечный наркоделец, и третья глава, где Шарон набирается храбрости, чтобы признаться в своих чувствах бывшему однокласснику.
Так и видишь полноценные, вдумчивые рассказы о наркоторговце, который слишком хорош для своего бизнеса, и о наркодилере, который вынужденно ведет двойную жизнь – «жесткую» для подчиненных и «чувственную» для тех, перед кем он может раскрыться. Собственно, два эти сюжета можно было объединить и все равно получить куда более глубокое и захватывающее кино, чем то, которое снял Дженкинс.
Как бы то ни было, Хуан и взрослый Шарон заслуживали более пристального сценарного внимания, чем то, которое им уделяет Дженкинс. Из-за краткости глав фильма режиссер ограничивается констатациями («Герой раньше был таким, а сейчас он другой»), а не выстраивает драматичные повествования даже тогда, когда они просятся на экран. При этом Хуан столь харизматичнее Шарона в любом его возрасте, что создается ощущение, что картина неверно выбрала центрального персонажа или слишком рано вывела старшего гангстера из действия. Фильм многое теряет, когда колоритнейший Махершала Али исчезает из кадра.
По крайней мере, картина выполняет ту задачу, которую перед собой ставит – отразить трудность взросления в обществе, которое мало что дает детям и многого от них требует. И три временных пласта «Лунного света» позволяют если не раскрыть, то обрисовать разные стороны этой отнюдь не только американской проблемы.
Среди прочих аспектов фильма особенно выделяются два – убедительная и проникновенная игра актеров всех возрастов и саундтрек, сочетающий самые разные стили, от естественного в таком кино рэпа до неожиданно уместной классической музыки. Актеры, звуковая дорожка и несколько трогательных и поэтичных сцен (например, нежный момент, когда Хуан учит Шарона плавать) спасают картину тогда, когда до нужного уровня не дотягивает сценарий. В целом, однако, «Лунный свет» кажется скорее упущенной, чем реализованной возможностью.
С 16 февраля в кино.