Киллиану Мёрфи, ирландскому актёру, известному по сериалу «Острые козырьки», исполнилось 45 лет. Голубоглазый артист успешно работал с Дэнни Бойлом, Кристофером Ноланом, Кеном Лоучем и Уэсом Крэйвеном, а мы тем временем вспомнили программные роли в карьере именинника.
Одномерные мейнстримовые роли не подпортили репутацию Мёрфи, а скорее наоборот – продемонстрировали многогранность артиста. Фильм «Время» – мрачная антиутопия о будущем, в котором торгуют временем, – идеальный тому пример. Здесь актёр примерил на себе образ безжалостного полицейского, который всецело предан букве закона: он отправляется на поиски Уилла Саласа (Джастин Тимберлейк) – главного героя картины, вынужденного добывать себе время в суровом гетто.
Леденящая сдержанность и коварство легко считываются с образа Раймонда Леона – верного стража времени, одетого в фактурный кожаный плащ. Одна из тех ролей Мёрфи, о которых многие вежливо забывают, – и такая реакция на неё во многом преувеличена и не очень справедлива.
Триллер Родриго Кортеса, рассказывающий об учёных-профессионалах, которые изобличают мошенников и исследуют людей с экстрасенсорными способностями. Киллиан Мёрфи предстал в привычной для своего темперамента роли – физика, который помогает героине Сигурни Уивер изучать поведение легендарного Саймона Сильвера (Роберт Де Ниро) – великовозрастного экстрасенса, неожиданно вернувшегося на сцену.
Эта картина быстро отправилась в небытие, утонув в целой груде однотипных детективных триллеров. Но исполнительские усилия и сделанная на Мёрфи ставка имели смысл – артист выдаёт неплохое шоу в третьем акте, превращая своего серого и неказистого персонажа в сверхъестественную и загадочную фигуру. Будь у «Красных огней» более вдумчивая проработка сценария, лента точно красовалась бы в списках лучших триллеров нашего времени.
В леденящем триллере Уэса Крэйвена артист в полной мере раскрыл свой злодейский потенциал. Мёрфи сыграл симпатичного и вежливого менеджера, с которым знакомится молодая девушка (Рейчел МакАдамс), летящая тем же рейсом в Майами. Вскоре любезный попутчик превращается в террориста, который шантажирует девушку и требует выполнить его указания.
Стеклянный взгляд и врождённое хладнокровие – Джек Риппнер вызывает подлинное ощущение ужаса как у зрителей, так и у главной героини, которая нервно елозит у иллюминатора. А диалоговые сцены с маньяком так и вовсе превращают «Ночной рейс» в полуторачасовой марафон саспенса. Вся интрига и напряжение в этом проекте – исключительная заслуга Киллиана Мёрфи, преобразующего фильм своим выразительным взглядом.
Молодой физик Роберт Кейпа – один из самых интересных и знаменательных образов Мёрфи, воплощённый в научно-фантастической драме Дэнни Бойла. Талантливый учёный, на чью команду возложена ответственная миссия, отправляется к Солнцу, чтобы возродить к жизни постепенно угасающее светило.
В этом жарком, многогранном фильме, балансирующем между научной гипотезой и религиозным откровением, Бойл в буквальном смысле выжигает сетчатку глаз – картина превращается в яркое и неповторимое пиршество. Однако нельзя не обратить внимание на актёрское преображение Мёрфи – молодой артист вошёл в амплуа немногословного аутсайдера, который управляет ядерной бомбой, необходимой для активации Солнца. Британский исполнитель ко второму часу перехватывает инициативу и делает «Пекло» своим единоличным перформансом, одеваясь в сусальный скафандр и пытаясь предотвратить катастрофу. Сотрудничество с физиками и вживание в образ так повлияли на Мёрфи, что после работы над картиной актёр уверенно назвал себя атеистом.
Остроумная трагикомедия Салли Поттер – разговорная история о конфликте, разгоревшемся в доме старых друзей. 71-минутная камерная лента позволила Мёрфи войти в комедийное амплуа – довольно редкое в фильмографии ирландской звезды. Здесь актёр представлен как Том – один из гостей в доме политического деятеля, успешный банкир, чьи скелеты постепенно начинают выпадать из шкафа. Он постоянно нервничает, бегает в ванную и вскоре обнажает себя – с пристрастием к наркотикам и тайно принесённым на вечеринку пистолетом.
Пусть Мёрфи занимает в «Вечеринке» далеко не центральное место, однако пленительный образ навсегда впечатывается в сознание: артист, прекрасно зная о своих преимуществах, выдаёт перформанс, смотря на который зритель ерзает в кресле. Мы настолько привыкли к такому Мёрфи, что у нас нет причин отказаться от него снова.
Ирландский актёр во многом раскрылся благодаря Кристоферу Нолану, уготовившему для Мёрфи легендарный злодейский образ – психиатра из готэмской лечебницы, доктора Джонатана Крейна. Солидный и представительный мужчина в очках тесно повязан с криминальными структурами Готэма – сначала он пытается отравить городской водопровод галлюциногенами, терроризируя жителей в образе Пугала, а затем в «Тёмном Рыцаре» создаёт собственную банду.
Персонаж Мёрфи обрамляет всю трилогию Нолана, появляясь то как безумный учёный-экспериментатор и по совместительству террорист, то как судья во время революционной ситуации в «Возрождении Легенды». Изначально Мёрфи претендовал на роль Бэтмена, однако тревожный взгляд и энигматичная фактура самого артиста предопределили его злодейский образ – из него вышел форменный безумец, скрывающий свою невменяемость за благонадёжной маской психиатра.
Остросоциальная драма Кена Лоуча, повествующая о нелёгких годах повстанческой войны Ирландии против посягательства Британской империи. Киллиан Мёрфи, будучи по происхождению ирландцем, входит в образ Дэмиена О’Донована – молодого щепетильного доктора, который меняет карьеру врача на освободительную борьбу в рядах ИРА.
Лоуч – матёрый социалист, видит в истории революционного сопротивления монстра, пожирающего своих же детей. Британо-ирландский договор и статус доминиона усиливают противоречия, а национальная борьба превращается в гражданскую и братоубийственную. Киллиан Мёрфи, выставленный в центр истории, старательно демонстрирует динамику патриотического пыла – возбуждённый и мстительный герой заканчивает свою борьбу на высокой ноте, сравнимой с античными трагедиями.
Первая серьезная работа Киллиана Мёрфи – именно после «28 дней спустя» об актёре повсеместно заговорили, а сам ирландец прочно вписался в планы Дэнни Бойла и поучаствовал в его следующем научно-фантастическом проекте. В мрачном зомби-триллере артист исполнил роль Джима – молодого человека, вышедшего на опустошённые улицы Лондона после длительной комы.
Мы наблюдаем не только за мрачной апокалиптической фактурой, но также и за сложнейшими этапами эволюции героя – от ошеломлённого обстоятельствами юнца до сильной и самостоятельной личности. Образ Джима стал ни много ни мало иконическим: блуждания Мёрфи по Вестминстерскому мосту, а также по одиноким торговым центрам неразрывно связали артиста с этим остросоциальным исследованием человеческой природы. Зомби-фильм всегда оказывался прекрасным творческим плацдармом – и для Мёрфи он не стал исключением.
Захватывающий триллер Кристофера Нолана о Дюнкеркской операции 1940 года во многом вернул артиста в большой кинематограф – тогда Мёрфи находился на волне сериальной славы, всецело отдавшись «Острым козырькам». В этой шумной и хитро устроенной истории Мёрфи сыграл контуженного британского солдата, которого находят в водах Ла-Манша. Травмированный суровой реальностью, солдат теряет над собой контроль – Мёрфи, используя свой привычный актёрский диапазон, с невероятной убедительностью создаёт образ тревожного и напуганного юноши.
Мы прекрасно знаем, что ирландский артист шёл на куда более рискованные и сложные трюки, нежели роль обычного военного. Но дело в том, что обаяние Мёрфи в «Дюнкерке» обусловили два фактора – это и набранный за годы актёрский профессионализм, и уникальный концептуальный замысел Нолана.
Изысканность и джентльменские манеры, свойственные Мёрфи, не остались без внимания, когда Нолан задумал свой следующий проект – амбициозный фильм-ограбление «Начало». В этом интеллектуальном триллере Мёрфи досталась роль Роберта Фишера – объекта шпионских манипуляций, в чьё сознание пытается проникнуть группа профессионалов, чтобы уничтожить бизнес- империю его отца.
Робкий и ранимый наследник становится пешкой в интеллектуальной миссии, не осознавая своей роли. Острые черты лица и ирландская элегантность Мёрфи сделали из артиста достойного аристократа – сейчас нам трудно представить актёра, который бы мог более убедительно воплотить образ Роберта Фишера. Но центральным перформансом артиста стала финальная встреча с отцом на смертном одре – эмоционально заряженная и здорово сыгранная сцена во многом обязана исполнительскому мастерству Мёрфи. Благодаря образу Фишера «Начало» приобрело ещё одну драматическую линию, ничем не уступающую главной интриге с Домиником Коббом и его семьей.