В каждой более-менее известной голливудской франшизе есть как минимум один зрительский фаворит. В «Звездных войнах» принято выделять «Возвращение джедая», а в «Гарри Поттере» — «Узника Азкабана». Однако с годами общество меняется, а вместе с ним и восприятие фильмов: «Возрождение легенды» внезапно оказывается не хуже «Темного рыцаря», а «Хоббит» в чем-то переигрывает «Братство кольца». Собрали шесть недооцененных частей популярных франшиз, которые зрители полюбили спустя время.
Едва ли в ближайшие годы вселенная DC сможет превзойти «Темного рыцаря» — пусть и официально трилогия Кристофера Нолана не входит в канон супергеройских фильмов. Решение Нолана превратить Джокера в не просто городского сумасшедшего, а в жестокого и вероломного бандита подарило «Темному рыцарю» ощущение реальной, физической угрозы, которого так часто не хватает современным кинокомиксам. Впрочем, «Возрождение легенды» также очень сложно назвать плохим. В прошлом триквел ругали за чрезмерную затянутость и отсутствие надрыва, сейчас же его хвалят за удивительно хитрого и свирепого злодея, несправедливо забытого из-за более популярного предшественника. Масштаб угрозы в «Возрождении легенды» был менее личным для Бэтмена, но более значимым для всего Готэма, что идейно соответствовало концепции финала, но фактически воспринималось фанатами далеко не так сердечно.
Трилогия «Властелин колец» существенно подняла планку для жанра фэнтези. Все последующие адаптации Р.Р. Толкина также были обречены на постоянное сравнение с оригинальной франшизой. Идея продюсеров поделить «Хоббита» на три отдельных фильма была весьма спорной: в конце концов «Хоббит: Туда и обратно» — всего лишь короткая повесть, не чета многостраничному роману «Властелин колец». И если второй и третий «Хоббиты», бесспорно, перегружены ненужным и чаще всего неуместным лором, то первый все еще кажется относительно правдивой и уважительной к первоисточнику экранизацией. Первое путешествие Бильбо (Мартин Фриман), долгожданная встреча с Голлумом (Энди Серкис) и первое появление Смауга (Бенедикт Камбербэтч) — все это было снято очень в духе оригинальной трилогии Питера Джексона.
Первая «Миссия невыполнима» была превосходным шпионским триллером. Последние части франшизы куда больше отвечают стандартам голливудского блокбастера. Между культовыми работами Брайана Де Пальмы и Кристофера МакКуори вышло несколько экспериментальных «Миссий», которые находились в поиске единой идентичности. Одним из таких фильмов стала «Миссия невыполнима 2» Джона Ву — общепризнанный провал, традиционно замыкающий зрительский рейтинг киновселенной Итана Ханта (Том Круз). «Миссия невыполнима 2» не смогла добиться лавров «Судного дня» и идеальным сиквелом не стала. И все же вклад Джона Ву во многом предопределил будущий фокус франшизы, которая стремилась избавиться от ярлыка американского ремейка «Джеймса Бонда».
Фанатами принято выделять две первые части «поттерианы», снятые мастером семейного кино Крисом Коламбусом. При этом заключительные серии франшизы — «Гарри Поттера и Принца-полукровку» и «Дары смерти», снятые консервативным Дэвидом Йейтсом, — все чаще подвергают критике. И если претензии к чрезмерно мрачному и неточному «Принцу-полукровке» кажутся справедливыми, то в случае «Даров смерти» история иная. Финал «поттерианы» кажется достойным как минимум по двум причинам: во-первых, Йейтсу удалось охватить все самые важные события последней книги; во-вторых — достаточно тонко передать безысходность волшебного мира, оказавшегося на грани распада. За четыре с половиной часа хронометража «Дары смерти» успевают сделать все, что не удавалось предыдущим картинам: быть максимально каноничной экранизацией литературного первоисточника и не менее зрелищным блокбастером.
«Мстители» Джосса Уидона являются одним из самых кассовых фильмов в истории кино — блокбастер о команде бесстрашных супергероев не только создал тренд на кроссоверы, но и существенно укрепил позиции кинокомиксов на большом экране. Противоречивая концовка «Войны бесконечности» и даже затянутый «Финал»не смогли отбить поголовную зрительскую любовь к Marvel. Впрочем, у «Эры Альтрона» на это были все шансы. С вершины 2023 года фильм о противостоянии людей и искусственного интеллекта кажется в чем-то пророческим, если и вовсе не опередившим свое время. Сомнительное сюжетное решение об убийстве Пьетро Максимофф (Аарон Тейлор-Джонсон) нивелируется удивительным командным духом «Эры Альтрона», который в ретроспективе, а особенно в сравнении с «Первым мстителем» и «Противостоянием», кажется удивительно теплым и даже семейным кино.
И если «Мстители» в свое время стали бесспорным краудплизером, то «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» буквально поделил зрителей на два лагеря. Причем как у поклонников, так и у хейтеров фильма были достаточно весомые аргументы «за» и «против». Первые хвалили «БпС» за шикарный визуальный ряд и погружение в киновселенную, вторые открыто критиковали неровный сюжет и слитого злодея (не считая героя Джесси Айзенберга). Впрочем, режиссерская версия «На заре справедливости», которая значительно отличается от кинотеатральной, многое поставила на свои места — дополнительные сцены с лихвой добавили картине смысла, а на первый взгляд картонные антагонисты обрели долгожданный личностный потенциал. В 2017 году примерно то же самое произошло с многострадальной «Лигой справедливости» — амбициозным супергеройским кроссовером, который покромсали жадные до сборов и зрительского одобрения студии.