Фильмы Ридли Скотта обладают одной особенностью – слава и признание к ним приходят только со временем. В обширной фильмографии британского режиссера достаточно средних, малозаметных картин, среди которых есть и откровенные неудачи. Но самое главное, это фильмы, чей потенциал зрители не рассмотрели. К 86-летию режиссера мы вспомнили крепкие картины Скотта, незаслуженно забытые и даже подвергнутые анафеме.
8-е место
Историческому триллеру вменили все то, что обычно вменяют Скотту: желание экранизировать страницу из «Википедии». На этот раз – о похищении внука известного магната Пола Гетти (Кристофер Пламмер), который отказался платить выкуп преступникам (да, в 1973 году эта история наделала шума). «Все деньги мира» – портрет всепоглощающего цинизма и алчности, который выписан на фоне роскоши в лондонском поместье Чарльза Фостера Кейна – дельца из мира нефти, изумительно сыгранного Кристофером Пламмером (лента стала, можно сказать, его лебединой песней). Скотта пнули за прямолинейность, а в новостной сенсации не увидели потенциал. Но даже здесь ощутима железная хватка британского мастера, и Скотт уверенно превращает текст в живую, кинематографическую фактуру: с сильными актерскими работами (помимо виновника торжества Пламмера есть смелый выход Марка Уолберга и яркая Мишель Уильямс) и нужной интонацией, местами уходящей в полупародию. Отсюда, чувствуется, растут руки и у «Дома Gucci» – более позднего фильма Скотта о мире людей, развращенных богатством.
7-е место
После «Молчания ягнят» вселенная Томаса Харриса не застопорилась. Вышедший в 2001 году «Ганнибал» Скотта дал умопомрачительную кассу (для такого-то мрачного триллера), но какой ценой – критики отказали ленте в симпатиях, да и фанаты Ганнибала Лектера и Клариссы Старлинг тоже ее невзлюбили. Решение Скотта насытить фильм спазматическим и тошнотворным насилием лишний раз напомнило жанровые тренды времени – пыточное порно и все в таком духе. Но накачанный садистскими сценами-шокерами зритель не захотел вникать в мрачную магию этого сиквела – в сочетание красоты и уродства, искусства и изуверства. «Ганнибал» – барочный, а потому и более напыщенный, чем предшественник, – явно остался недооцененным. Допустим, он лишен утонченных кошек-мышек, что разворачивались в психологии героев, но свой подвиг все же совершил – задействовал все рычаги, необходимые крепкому жанровому триллеру.
6-е место
Многие вещи забываются. Но то, как забылся «Белый шквал» Скотта, уйдя под воду его фильмографии, – стоит отдельного слова. Это размеренная приключенческая драма о катастрофе на борту «Альбатроса». Парусник попал в шторм, не всем удалось выжить, теперь же суд грозится лишить лицензии капитана (Джефф Бриджес). Всегда есть соблазн назвать «Белый шквал» осечкой Скотта, которая не нашла зрителя и не подняла кассу, но даже этот скромный фильм поставлен слишком профессионально и бесшовно. Единственное в карьере Скотта упражнение в жанре катастрофы, но с неизбывным колоритом визионера. Отчасти понятно, почему зрители расстроились, – после зрелищного шторма лента, перейдя в судебную драму, перестает с таким тщанием щекотать рецепторы аудитории.
5-е место
За долгую карьеру Скотт перепахал все жанры, полицейский боевик не исключение. «Черный дождь» симптоматичен времени: кино о крутом копе, вездесущий Майкл Дуглас на пике славы, ставка на атмосферу, а не сюжет. Но сегодня лента о том, как офицеры полиции гоняются за членами якудза, заметно подзабылась. «Черный дождь» упрекают в том, что он не работает: с незатейливой игрой в старомодный жанр, с плохо прописанным сценарием – можно подумать, что спасает здесь только сеттинг и колоритный Дуглас, но не тут-то было. В распоряжении Скотта стильный визуальный ряд, уверенно подобранный ритм, запоминающаяся партитура Ханса Циммера (одна из первых его работ), да и сам фильм – не то туристическая открытка, не то травелог по экзотической Японии.
4-е место
В 80-е «Легенду» не стеснялись называть безвкусным зрелищем – тогда еще не сложились каноны современного фэнтези-фильма, поэтому Скотт оказался впереди всех, в том числе как экспериментатор. Лесной странник Джек (молодой Том Круз) спасает принцессу (Миа Сара) от грозного Повелителя Тьмы, похожего на монстра из дешевого хоррора: сюжет, настолько далеко стоящий от научно-фантастических канонов Скотта, что реакция отторжения была предсказуемой. Но его усилия едва ли напрасны: в «Легенде» присутствует антураж сказок братьев Гримм, какая-то врожденная диснеевская магия, плюс небольшой налет сюрреализма. Реабилитация «Легенды» в какой-то мере удалась: выход режиссерской версии убедил, что Скотт имел весьма оригинальный подход к истории, а сама картина – не провал, а диковинная проба в фэнтезийном жанре, которому сложно подобрать аналог даже сегодня.
3-е место
Средневековый эпик вернул Скотта в исторический жанр. «Последняя дуэль» – ловкая смесь из «Гладиатора» и «Расемона», история о конфликте двух мужчин, вынужденных вступить в кровавую дуэль (от первого – история, от второго – нарративная структура). В чем не откажешь Скотту – он все такой же мастер батального рисунка, настоящий визионер. Фильм состоит из мощных сенсомоторных образов: красивые замки, зрелищные битвы, вечеринки сквайров и лязг тяжелых лат. Те, кто не воспринял возврат Скотта к большому кино и бегло окрестил топтанием на месте, не увидели главного: насколько свеж режиссер, использующий современную оптику для описаний нравов Средних веков. В «Последней дуэли» есть и упреки сексистскому укладу, и ловкие аналогии с нашим временем – эпохой постправды и неустанной медиаистерии. В «Последней дуэли» сражаются за истину – к истине кинематографической идет и сам Скотт, стоя на арене. И эта битва стоила свеч.
2-е место
Даже ленивый озвучил свою главную претензию к «Прометею» – хилый сценарий Деймона Линделофа. Фильм об экспедиции в поисках человеческих истоков, как показала критика, пытался запрыгнуть в один поезд с культовым «Чужим». Но видимое сходство сюжетов было обманчивым – Скотт зашел на территорию космического ужаса, сравнимого с мирами Лавкрафта. Своим возвращением в фантастику автор «Чужого» исследовал конфликт творца и творений – людей, разочарованных в Боге, а андроида – в людях. Зрители поспешили с выводами, сказав, что Скотт перемудрил в попытке обобщить решительно все, но его обобщение и сделало «Прометея» неповторимым. За инопланетными ландшафтами и дизайнерскими решениями «Прометей» пробивал путь навстречу страшным космическим энергиям – и за эту грань дозволенного до сих пор страшно заглядывать.
1-е место
В 2013 году «Советник» ультимативно разделил зрителей. Пока одни плевались от его напыщенности (дескать, Скотт подсунул витиеватую притчу, а задолжал всем лихой триллер), другие, собирая себя по частям после просмотра, видели невоспетый шедевр. Кровавый, бескомпромиссный фильм о точках невозврата и экзистенциальном выборе, где Майкл Фассбендер, Пенелопа Круз, Брэд Питт и Хавьер Бардем были всего-навсего пешками на шахматной доске замысла. Кормак МакКарти – автор сценария, певец американских пустынь и выразитель воли фатума – если не восхитил, то совершенно точно выбил почву из-под ног. Ни в одном фильме Скотт не был настолько бескомпромиссен и кровав, забрасывая героев в гиньоль, в преступный мир Мексики – неровен час, и ты живешь уже по его законам. Зрители, к сожалению, не приняли ледяного замысла «Советника» – ленты, которая с самого начала летит к ожидаемому, но смертоносному финалу.