«Кино в кино» – трюк, используемый сценаристами и режиссерами едва ли не с самого рождения кинематографа. Вовлечение зрителя в творческий процесс создания кинокартины дает авторам возможность более точно расставлять акценты истории
«Жанна д’Арк»
От остальных картин в нашем сегодняшнем списке «Начало» отличает тот факт, что в случае с фильмом Глеба Панфилова мы имеем уникальную возможность увидеть хотя бы часть той ленты, которую режиссеру так и не позволили снять. Ленту о Жанне д’Арк Панфилов задумал сразу после окончания работы над своим первым фильмом «В огне брода нет», но громоздкая цензурная бюрократическая машина советского руководства кино не дала добро на экранизацию чуждых нам французских мифов и легенд. Тогда режиссер пошел в обход – он снял кино об актрисе, которой предстоит сыграть Жанну, и тем самым охватил вдвое больший диапазон эмоций и чувств. Инне Чуриковой довелось-таки облачиться в исторический костюм, но мы с удовольствием посмотрели бы полную версию той ленты об Орлеанской Деве, которую в «Начале» можно разглядеть лишь вскользь.
«Ангелы с грязными душами»
Редкое даже самое настоящее кино можно использовать столь же эффективно, как нуар с многообещающим названием «Ангелы с грязными душами», кассета с которым попала под руку Кевину МакКалистеру из комедии «Один дома». Наполненный отчаянно грязными ругательствами и шумными звуковыми эффектами, этот фильм был разобран мальчишкой на цитаты, позже использованные не только для получения бесплатной пиццы, но и для защиты дома от двух не в меру настойчивых, но патологически невезучих грабителей. На волне успеха фильма Джона Хьюза «Ангелов» вполне можно было запустить в производство, мы не отказались бы узнать, чем же так недоволен главный герой этой картины.
«Гамлет»
Бессмертные произведения Уильяма Шекспира не только легко пережили сотни лет постановок сначала на сцене, а затем и на экране, они легко осовремениваются или получают новую постмодернистскую жизнь. Тот же «Гамлет», например, уже неоднократно был переработан в самой разной стилистике и сыгран в самом разном антураже, однако от еще одной экранизации мы не отказались бы – речь идет о том фрагменте, что можно увидеть в комедийном экшене «Последний киногерой», там датского принца играет Арнольд Шварценеггер, и его Гамлет не намерен молча взирать на разрушение королевства. В те времена зрители приняли бы Арни в любом образе, но даже сегодня «Гамлет» или «Генрих IV» в его исполнении смотрелись бы много интереснее шестого возвращения в шкуру Терминатора.
«Удар ножом»
Главный секрет франшизы «Крик» – умение посмеяться не только над своими героями и злодеями, но и над жанровыми штампами и клише, самоирония сделала серию ужастиков поистине культовой. А раз в ней высмеиваются нехитрые хоррор-сюжеты, то и без фильма в фильме было не обойтись – и во второй картине такой появляется, по мотивам событий в Вудсборо снимается фильм под названием «Удар ножом», но уже на его премьере случается кровавая трагедия. По большому счету «Удар ножом» почти дословно повторяет случившееся с Сидни Прескотт, но разве «Криков» может быть много? Пусть будет еще один. Или два. Или четыре…
«Брок Лэндерс»
В коротком трейлере картины «Брок Лэндерс: Ангелы живут в моем городе» можно увидеть все, что нужно настоящему крутому боевику: драйвовое диско, смешно стреляющий из фейкового пистолета Марк Уолберг, неуклюже бегущий в красных клешах Джон Си Райли, кунг-фу и предательский удар бутылкой по голове сзади. Может быть, кому-то из зрителей «Ночей в стиле буги» было бы интереснее увидеть порноролики, в которых снимался Дирк Дигглер, но мы, как и персонажи картины Пола Томаса Андерсона, мечтаем о чем-то большем – и выдержанный в стилистике головокружительных семидесятых ураганный экшен о приятелях-копах, выслеживающих опасных преступников, подошел бы лучше всего. Даже сейчас, двадцать лет спустя, Уолберг и Райли вполне могли бы вернуться к этим образам ради полного метра «Брока Лэндерса».
«Поддельные кошельки ниндзя»
Комедия Фрэнка Оза «Клевый парень» отличная и сама по себе, мы даже могли бы включить в свой список ту картину, которую Бобби Боуфингер снимает на протяжении всего фильма, кажется, он называл ее «Пухлый дождь», но наше сердце навсегда отдано другому шедевру. Безусловно, всем зрителям «Клевого парня» хотелось бы увидеть полную версию того огненного боевика, фрагмент которого мы видим в самом финале, – «Поддельных кошельков ниндзя». Кит Рэмзи и Бобби Боуфингер снимаются в нем вместе, и это превосходит любые ожидания – два неуклюжих балбеса раскидывают целую армию злодеев под звуки кровавой драки. И это мы еще не упоминали Кристин Барански в образе предводительницы отряда ниндзя – да ведь это мог быть настоящий кинотеатральный хит!
«Умница Уилл Хантинг 2»
Голливудская машина по заколачиванию денег настолько помешана на сиквелах, что сегодня отсутствие продолжения у некоторых признанных шедевров скорее вызывает удивление, чем выглядит нормой. Что, скажем, помешало снять продолжение «Умницы Уилла Хантинга»? Хорошее же кино… Кевин Смит в «Джей и Молчаливый Боб наносят ответный удар» это недоразумение исправил – приятель двух заглавных персонажей Бен Аффлек фигурирует здесь именно на съемочной площадке у Гаса Ван Сента. И второй «Хантинг» впечатляет – к черту болтовню и занудство, даешь дробовики! Вот на такую драму в стенах Массачусетского технологического мы бы посмотрели!
«Don’t! Не делайте этого!»
Из четырех фейковых трейлеров, расположившихся между «Планетой страха» и «Доказательством смерти» в «Грайндхаусе» Роберта Родригеса и Квентина Тарантино, более других повезло «Мачете» – из него впоследствии выросли сразу два полнометражных фильма. Но останавливаться только лишь на мексиканском супергерое авторам явно не следовало, развития заслуживали и остальные заявки. Особенно сегмент, снятый Эдгаром Райтом, получивший название «Не делайте этого!» – явно напитанный впечатлениями от просмотра ужастиков компании Hummer Film. В стосекундный ролик режиссер «Малыша на драйве» вставил столько цитат, пародийных сцен и отсылок к классике, что их концентрации можно только позавидовать. Даже если бы весь остальной хронометраж был заполнен безвкусной водой, фильм все равно получился бы впечатляющим.
«Сатанинский переулок»
Старики еще помнят, какой эффект произвели на зрителей фальшивые трейлеры перед «Солдатами неудачи» – многие восприняли их всерьез и даже принялись со знанием дела обсуждать. Это означает одно – задумка удалась, и наибольшее впечатление на обывателя произвел «победитель Пекинского кинофестиваля», фильм «Сатанинский переулок» с Дирком Лазарусом и Тоби Магуайром в главных ролях. История влюбленных друг в друга монахов, исполненная страсти, под музыку группы Enigma действительно впечатляет, все сделано по высшему драматическому разряду. И в то же время невозможно не рассмеяться, глядя на закатывающего глаза Дауни-блондина. Эх, такой бы фильм да в наши кинотеатры, «Матильда» бы обзавидовалась!
«Переделка»
Трагикомедию «Приколисты» не отнесешь к числу лучших работ ни в карьере режиссера Джада Апатоу, ни в фильмографии Адама Сэндлера, но одна деталь не дает выбросить эту картину из головы. Мы говорим о фрагменте фильма «Переделка» (Re-Do), в котором якобы снимался Джордж Симмонс, персонаж Сэндлера. Главный герой в фильме оказывается заключен в тело младенца (привет, «Напарник»!), и выглядит это несколько пугающе – дитя с головой Сэндлера, – но разве это намного хуже всего того, что этот актер сегодня делает для Netflix? Наверное, тема с переменами тел уже набила оскомину, но среди поклонников Адама такая картина наверняка наделала бы шума, да и мы бы посмотрели на его дуэт с Джастином Лонгом с удовольствием.
«Арго»
Операция по спасению американских дипломатов, оказавшихся отрезанными от остального мира революционными событиями в Иране в 1979 году, входит в число наиболее известных историй из жизни разведки. Фильм Бена Аффлека «Операция “Арго”» дал новый виток интересу к этому событию и дал нам возможность в очередной раз посетовать на то, что настоящий фильм «Арго», созданием которого прикрывалась группа американцев, прибывшая за своими соотечественниками в Тегеран, так и не увидел свет. А ведь проект был многообещающий – основой «Арго» должен был стать популярнейший роман Роджера Желязны «Князь света», его идейные вдохновители рассчитывали на успех никак не меньший, чем у «Звездных войн». Однако человеческие жизни важнее кино – «Арго» так и остался набором набросков и фальшивых сообщений в прессе, зато шестеро дипломатов вернулись домой.
«Возвращение Бердмена»
В эпоху доминирования комикс-персонажей в прокате по всему миру было бы странно, если бы это течение массовой культуры не стало объектом пародий и высмеивания. Однако потешаться над мужчинами в трико и мутантами можно по-разному, и одно из наиболее тонких иронических посвящений жанру представил в своем «Бердмене» Алехандро Иньярриту. Главный герой его фильма – уставший от пресса своих прежних ролей актер, желающий на склоне лет переломить представление о себе у публики, у критиков, да и у близких. Но мрачной тенью над ним постоянно нависает таинственный Человек-птица, персонаж блокбастеров, напоминающий одновременно Бэтмена и капитана Джека Воробья. Ригган Томсон нечасто отвлекается на свое пернатое альтер эго, но, когда это случается, зрителю становится интересно, а что же это за фильмы такие были. Мы бы тоже взглянули на настоящего Бердмена в кино, и Стервятник из нового «Человека-паука» это желание только усилил.