Фильм даже отдаленно не тянет на хоррор, и в целом удачным его не назвать – если и смотреть, то только ради вкрадчивой атмосферы и прекрасной Ирины Старшенбаум
Братья Максим и Петр давно не виделись, но теперь у них общее дело – в компании девушки Максима, Полины, они едут в тьмутаракань, чтобы восстановить сгоревший много лет назад корабль и отправиться на нем в путешествие. По приезду, впрочем, выясняется, что в том пожаре когда-то погибло несколько детей и теперь затон, где стоит корабль, пользуется дурной славой…
«Черная вода» – проект с непростой судьбой. Снятый еще несколько лет назад, на пару лет он завис на постпродакшене, чтобы всплыть в 2017 году, когда имя Ирины Старшенбаум прогремело в связи с «Притяжением» (в котором она снялась уже после «Черной воды»), а Роман Каримов выдал свой хит «Гуляй, Вася!». Для пущей кассовости «Черную воду» в промокампании пометили как хоррор, но на практике это только сыграет фильму в минус – да, в картине периодически пробивается такой ненавязчивый славянский «мистицизм рек и озер», но в основе своей это довольно пассивная психологическая драма с вкраплениями немного неуклюжего «деревенского детектива».
Вообще все в «Черной воде» кричит о том, что фильм снимали, скажем так, в не очень свободной и комфортной обстановке – кое-что в нем неплохо работает, но полно и откровенной «сырости», которая обычно идет от нехватки времени, средств или, чего уж тут греха таить, желания. Герои, например, то и дело переходят с обычного разговорного языка на искусственный «литературный» слог, нередко вызывает вопросы монтаж, да и в целом над происходящим витает нехороший дух вынужденной импровизации, который обычно появляется, когда начинают снимать одно кино, а в итоге приходят к совсем другому.
Все это не может не сказываться на восприятии фильма, и случайным людям, которые попадут на фильм «с улицы», купившись на имя Романа Каримова и лицо Ирины Старшенбаум на постере, да еще и в сочетании с заявленным жанром хоррора, не позавидуешь. В то же время, если отвлечься от всего этого и попытаться воспринять картину «с нуля», в ней можно найти кое-что хорошее. Например, помимо уже упомянутого вкрадчивого мистицизма отдельных эпизодов, атмосферную картинку, прекрасную музыку, удивительно магнетичную Ирину Старшенбаум и запоминающийся финал-эпилог, одновременно грустный и красивый.
Безусловно, все это не повод безоговорочно рекомендовать фильм к просмотру, и жанр русского хоррора по-прежнему терпеливо ждет своего мессию, но «Черная вода» все-таки не так плоха, как вы наверняка будете о ней читать в ближайшие недели. Перефразируя известную поговорку, это кино не упущенных возможностей, а скорее недополученных – фильм, в котором есть задатки чего-то любопытного, но не видно горящих глаз и не чувствуется твердой руки, без которой сумма слагаемых не превратится в единое целое.
С 13 июля в кино.